
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
855 ВЕЙЦМАНЪ—ВЕККРЛЕНЪ 856 цитный бюджетъ. Онъ же, въ согласш съ австр!йскимъ правнтельствомъ, провелъ въ 1892 г. зо лотую валюту. Въ томъ же году, после отставки Сапари, В. сталъ во главе кабинета, сохранивъ за собой портфель финансовъ. Кабинетъ его имелъ радикальный характеръ. Главнымъ его двломъ была борьба съ католической церковью. Онъ провелъ законы объ обяэательномъ гражданскомъ браке, о свободе перехода нзъ одного исповеданш въ другое, о равноправии евреевъ и т. д. Въ1894 г., не чувствуя за собою достаточной цоддерлски короля Франца-1оспфа въ борьбе съ палатой магнатовъ, тормозившей реформаторскую деятельность мини стерства, В. вышелъ въ отставку iu долго стоялъ въ стороне отъ полптичес1сой деятельности. Въ 1897 г. назначенъ председателемъ административнаго суда. Въ 1906 г., во время конфликта между короной п парламентомъ, Б. явился посредншеомъ между ними и снова сталъ во главе коалиционная кабинета, въ составъ котораго вошли Кошутъ, Андрагап, Аппоньп, Полоньи. Кабинетъ успелъ прекратить обструкщю въ парламенте и провелъ на новоо десятплълш все законы, лежащие въ основе австровенгерскаго соглашения. Но вместо обещаннаго все общаго голосовашл министерство предложило татсой прое1стъ избирательной реформы, исоторый въ глазахъ венгерской демократш и не-мадьярекпхъ на родностей являлся грубымъ обманомъ. Вообще своею узко-мадьярскою политикой миниистерство В. воору жило противъ себя всехъ славянъ, и въ особен ности хорватовъ. Въ «партш независимости» бо лее демои;ратнчоское иерыло (Юстъ) решительно от казало м-ству въ поддержке, п оно въ январе 1910 г. вышло въ отставку. В е к е р л с п ъ (Weckerlm), Ж а н ъ - Б а т и с т ъ Теодоръ—французешй композиторъ и музыкаль ный писатель (1821—1910). Въ парннсской консер ватории изучалъ пеше у Поншара н композицпо у Галеви. Основалъ въ Париже музыкальное общество «Цeцплiя», знакомившее въ пятндеелтыхъ годахъ парижскую публику со старинной музыисой и новыми произведениями. Бъ то же время Б. издалъ рядъ романсовъ. Комичес1сая опера его «L'organiste dans Tembarras* (Theatre lynque, 1853) выдержала 100 представлений. Толысо черезъ 24 года ему уда лось добиться постановки въ томъ жо театре оперы его: «Apres Fontenay*. Кроме названиыхъ выше оперъ, имъ написаны: «Рынокъ фей», «СицшниВ е к е п т ь е в ы (и В и к е н т ь е в ы)—руссшй нецъ», две оперы на эльзасскомъ д1алеи;те, по дворянешй родъ, одного происхождешя съ Бирдю- ставленный въ Кольмаре—«Тройная свадьба въ кпными-Зайцевымн, отъ боярина Константина Ива-, Беэентале» (1863) и «Оисолдованнал осень» (1879). новича Добрынскаго, правнукъ котораго, в е д о р ъ Лишь въ 1909 г. одна изъ его оперъ—«Искательница М и х а п л о в и ч ъ (у м. въ 1498 г.) имелъ сыновей В а с и духа»—попала на сцену Комической Опоры. Боль лия и Т п м о е е я , писавшихся не Добрынскпми, а шая часть его оперъ (одпоаистныхъ и съ небольипимъ В е к е н т ь е в ы м п . Въ X V I и X V I I вв. В., слу- чйсломъ двйствуиощихъ лпцъ) исполнялась только живппе новиками, воеводами и дьяками (напр., на домашнихъ спсктаишихъ въ частныхъ и ириизвестный Иванъ Степаповичъ В., сторонникъ ца дворныхъ салонахъ. Имъ написаны таисже несколько ревны Софьи Алексеевны), владели поместьями въ балетовъ («Миньона», «Г-жа Мальборо») н opaTopifi, Вяземскомъ, Московскомъ и Переяславскомъ уез «Месса Св. Цецилш*, «Лесная симфошя* длл дахъ. В. записаны въ V I ч. род. кн. Владмпрской оркестра («Symphonie de la for6t»), концерты для разныхъ инструментовъ, камерные ансамбли, много п Новгородской губершй. В. Р—въ. В е к е р л е (Wekerle), А л е к с а н д р ъ —вен- хоровъ женскихъ и смт.шанныхъ, вокальные квар герешй политичесшЙ деятель. Род. въ 1848 г.; со теты, фортепианный пьесы. Больщо значешя имела стоялъ на службе по министерству финансовъ; съ его музыкально-научная и литературная деятель 1886 г. депутатъ. Въ 1889 г. получилъ постъ ность. Главные музыкально-исторические труды В.: министра финансовъ въ кабинете К. Тиссы; сохра сборники старинныхъ и народныхъ песспъ «Echos нилъ этотъ портфель и въ кабинете Сапари (1890). du temps pass6», «Echos d'Angleterre» (пародныя Пронэвелъ конвереш государственныхъ долговъ англ1йсшя песни съ сопровожд. фортешано, 1877), Венгрш, реформировалъ управлеше государствен «Chansons et гоndes enl'antines des provinces de ными монополиями, налогъ на спиртные напитки la France*, «Les poetras frangais mis en musique* и т. д.; благодаря этимъ мерамъ ему уДалось пред- (1868); «Chansons populaires des provinces de la ставить парламенту первый (съ 1867 г.) бездефи France* (1903, вместе съ Шанфлбри), «Musiciana» 1 В е п ц и а п ъ (Weitzmann), К а р л ъ - Ф р и д р п х ъ — немецшй комнозиторъ и музыкальный пи сатель (1808—80). Былъ хормейстеромъ въ Ригт» и Ревел*, потомъ—первымъ скрипачемъ въ оркестре Императорской оперы п регентомъ Annenkirche въ Петербурге*; позднее поселился въ Берлине, зани маясь преподавашемъ теорш въ консерваторш Штерна и фортешанной школе Таузпга. Былъ блпзкимъ другомъ Фр. Листа и прпверженцемъ новонемецкаго направлетл въ музыке. Его музыкалънотеоретпческш и псторпчесше труды: «Der Ubermassige Breiklang* (Б., 1853); «Бег verminderte Septimenakkord* (Б., 1854); «Geschicbte des Seutimenakkords* (Б., 1859); «Geschichte der griechischen Musik» (Б., 1855); «Geschuchte der Harmonie und ihrer Lehre* («AUgem. Musikal. Zeitung*. 1849); «Harmoniesystem» (Лпц., 1859); «Bie neue Harraonielehre im Streit mit der alten* (Лпц., 1861); цен ная «Geschichte des Klavierspiels und der Klavierlitteratur* (вышла какъ третья часть фортешан ной школы Леберта и Штарка въ 1863 г., 2-е доп. пзд. 1879, 3-е, совершенно переработанное, 1899). Одинъ пзъ ученнковъ В., Бауменъ (Bowman), из далъ со словъ его: «С. F. Weitzmann's manual of musical theory* (Ныо-1оркъ, 1877; немецшй пере водъ, В., 1888). Въ свопхъ теоретическпхъ монографшхъ и полемическихъ брошюрахъ В. умело объяснялъ и мотивпровалъ практически расшире т я и обогащений гармонш и вообще средствъ ком позиции, достигнутыя въ ихъ пропзведешяхъ пе редовыми современными композиторами, н являлся теоретпчсскимъ обосвователемъ ихъ революционныхъ новшсствъ. Ему принадлежитъ также рядъ солпдныхъ статей въ разныхъ спещальныхъ журналахъ, въ томъ числе тепло написанный бшграфичесшй этюдъ о Таузиге («Бег letzte der Virtuosen*, 1868). Пзъ музыкальныхъ компоэищй В. заслужпваютъ упоминания трп оперы, исполненный во время его пребывашя въ Ревеле («Rauberliebe*, «"Walpurgisnacht*, «Lorbeer und Bettelstab*), рядъ пьесъ для фортешано въ 2 и 4 руки (въ томъ числе «Valses nobles* и eMusikalische Ratseb), «Kontrapunktstudien* и «1800 прелюдД и модулящй» (2 тетради, первая въ классическому вторая въ романтпческомъ духе), несколько песенъ для хора. - См. некрологъ 0. Л е с м а н а въ «Handbuch der Theorie der Musik* Ф. Шмита и заметку П. Беккера въ «Allgem. Musikzeitung*, 1908 г., № 32—33.