
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
781 ВБВЕРЪ 782 лается въ Вънъ ученикомъ знаменитаго теоретика тогда во вкусахъ венскаго общества, отчасти не аббата Фоглера, съ которымъ проходить основа лепостью и бездарностью либретто. Въ Берлине тельно и систематический курсъ музыкальной компо- «Эвр1авта» была поставлева на Рождестве 1825 г. знц1и, и черезъ годъ получаетъ место театральная н имела более продолжительный успехъ, но не капельмейстера въ Бреславлъ. Въ 1806 г. В. пере- могла сделаться такой популярной репертуарной ходитъ на службу къ принцу Евгенш Вюртемберг- оперой, какъ «Фрейшюцъ»; все позднейшия по скому въ Карлсруэ, но вскоре перееэжастъ въ Штутт пытки оживить ее всегда оставались малоуспеш гартъ секретаремъ прпнца Людвига Вюртемберг- ными. Темъ не менее, музыкальный достоинства скаго и учителемъ музыки его дочерей. Легкомыс «Эвр1анты» очень велики. По общему настроению ленное поведете отца В. привело къ тому, что В. и по известнымъ деталямъ она является какъ бы лишился этого места и былъ высланъ изъ Вюртем- предтечей вагнеровскихъ «Лоэнгрина» и (въ мень берга (1810). Въ Штуттгартъ В. написалъ свою первую шей степени) «Тангейзера». Здоровье В., подточен крупную оперу «Silvana». которая шла въ первый ное безпокойнымъ образомъ испзни и напряженной разъ съ большимъ успъхомъ во Франкфуртъ-на- деятельностью, стало слабеть. Въ 1825 г. болезнь Майнъ (1810). Еще въ 1799 г. имъ была написана ! заставила его прервать работу надъ оперой «Обеопера «Die Macht der Liebe», нигде не исполняв роиъ», обещанной Ковенгарденскому театру въ шаяся и сгоревшая вместе съ другими его юноше Лондоне. Темъ не менее, опера была закончена, и скими опытами композиции. Въ 1800 г. большой В., совсемъ уже больной (чахоткой), отправился успехъ имела его опера «Waldmadchen», обошед весной 1826 г . ' в ъ Лондонъ, чтобы дирижировать шая сцены Хемница, Вены, Праги и даже Петер первымъ представлен]емъ «Оберона» (въ апреле бурга (на ея текстъ впослёдствш была написана 1826 г.). Черезъ шесть недель онъ спокойно угасъ. «Сильвана», для музыки которой В. отчасти вос Тело его въ 1844 г. перевезено въ Дрезденъ; при пользовался музыкой «Waldm!idchen»). Въ 1802 г. этомъ исполнена была погребальная кантата Ри въ Аугсбурге была поставлена комическая опера харда Вагнера, приверженца В. и преемника его въ В. «Peter Schmoll und seine Nachbarn». Опера деле создания ненецкой нащональной оперы, кото cRUbezahb, начатая В. въ 1804 г., не была имъ рый на могиле В. проиэнесъ надгробное слово сво закончена, и толысо увертюра ея была впоследствии ему великому предшественнику. Въ1860 г. въ Дрез переделана В. для пьесы: «Beherrscber der Geister». дене воздвигнутъ памятникъВ., работы Ричлл. По Во время своихъ музыкальныхъ поездокъ по Герма словамъ Вагнера В. былъ самымъ немецкимъ пзъ нии В. снова встретился со своимъ учителемъ теорш всехъ немецкихъ музыкантовъ. Куда бы ни уносило композиции и возобновплъ свои занятш у него (въ еговдохновеше, «онъ всегда оставался при кованнымъ Дармштадте), имея сотоварищами Мейербера, Генс- тысячей нежныхъ нитей къ сердцу немецкаго на бахера и Готфрнда В., съ которыми у него завязалась рода, съ которымъ онъ плакалъ и смеялся, какъ дружба. Въ 1811 г. была поставлена въ Мюнхене доверчивое дитя, внимающее преданиямъ и сказкамъ новая одноактная опера В.: «Abu Hassan*. «Силь- родины». Не въ одномъ национализме В. заклю вана», съ некоторыми дополнешлми, была испол чается его историческое значеше. Въ связи съ его нена съ успехомъ въ 1812 г. въ Берлине. Въ 1813 г. романтпэмомъ находилась способность—живо ч увонъ былъ нрпглашенъ капельмейстеромъ опернаго ствовать все характерное, присущее другимъ натеатра въ Праге и проявилъ тамъ энергичную и щональностямъ. Отсюда ор1енталнзмъ В. въ яркпхъ плодотворную деятельность, а въ 1816 г. занялъ восточныхъ страницахъ его «Оберона» и въ китайской место директора и капельмейстера только-что музыке его увертюры къ «Турандоту», являющийся основанной немецкой оперы въ Дрездене. Еще предтечей ор*ентальной музыки эападн. и руссишхъ раньше, одушевленный патрштическимъ подъ- композиторовъ более поздняя времени. Въ «Фрейемомъ немецкаго общества, В. написалъ рядъ муж шютце» и «Эвр1анте» В. обнаружилъ огромное дра скихъ хоровъ на тексты Кернера «Leier und матическое дарование и темпераментъ. Хараистеры Schwert», доставившихъ ему довольно широкую из Макса, Каспара, Агаты, Сам1эля, Эвр]'анты п вестность, и исантату «Kampf und Sieg» по слу Эглантины, очерченные уверенной и сильной рукой чаю победы при Ватерлоо. Истиннымъ вырази- музыканта-драматурга, являлись совсемъ новыми и телемъ подъема национальная самосознания В. свежими образами въ тогдашней оперной лптераявился въ своихъ позднейшихъ операхъ. Пер туре; пхъ ясиэненность и яркость не поблекла вою изъ нихъ былъ «Фрейшюцъ» («Волшебный и до спхъ поръ. Фантастичесиие уясасы Волчьей стрелокъ»), поставленный въ Берлине 18 шня долины, поэз1я зеленаго немецкаго леса и охот 1821 г. и доставивишй своему автору BceMipHyio из ничьей жизни, идиллическая крестьянская жизнь, съ вестность. Опера, написанпал на сюжетъ немецкой ея забавами и безыскусственвымъ юморомъ. леде легенды, обработанный Кпндомъ, и проникнутая нящий ужасъ, навеянный вмешательствомъ нечивйяшемъ народности и романтизма, была принята стыхъ адекпхъ сплъ въ исторш двухъ безхитростслушателями съ восторгомъ. Еще до «Фрейшюца» ныхъ любящихъ сердецъ, нежный, воздушно -гра В. написана была музыка къ драме «Дрецюза», циозный Mipb эльфовъ, какъ бы сотканныхъ изъ лу поставлепной въ Копенгагене (1820) п Берлине чей месяца и тонкихъ цветныхъ лепестковъ, пыш (1821) и также носившей яркий отпечатокъ роман ная роскошь чертоговъ восточнаго властелина, тизма. Начатая вследъ за тЬмъ комическая опера грозная красота разбушевавшейся стихш и пре «Die drei Pintos» осталась неоконченной, и только лесть спокойнаго моря съ качающимися на его вол въ 1888 г. была поставлена въ Лейпциге въ обра нахъ чаровницами-русалками, рыцарская честь и ботке внука В., Карла фонъ-В. (текстъ), и Густава рыцареюе предразеудки, коварство и ненависть, Малера (музыка). Следующей оперой В. была непоколебимая верность и кроткая твердость лю «Эвриапта», на романтический сюжотъ изъ рыцар бящего сердца —все это отразилось на музыке В., ской жизни, очень неудачно разработанный Вильгель- какъ въ волшебномъ зеркале, показало, какой изо мнпой Шеръ. Опера эта была заказана В. дирекщей бразительности и выразительности можетъ достиг театра «Am Kiirtnertor» въ Вене, где и шла въ нуть драматическая музыка, побудило преемнп первый разъ въ 1823 г. Она имела большой, но не ковъ В. лдти дальше и дальше, дерзать больше прочный успехъ, что объясняется отчасти увлечс- и больше. Огромное вли\яте В. на последующихъ нйсмъ операми Россини, безраздельно царившая оперныхъ компоэпторовъ западныхъ и русскихъ,