
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
615 ВАРЯЖСКЛЙ ПУТЬ—ВАСАНЪ 616 1223 г. О немъ известно лишь, что онъ находился на Днепре: «прпдо(ша) къ репе Днепроу. ко островоу Варяжьскому» (Ипат. л.). В. островъ обычно искали у Заруба (нынешшя Зарубинцы), протпвъ устья р. Трубежа, въ Полтавской губ.; но теперь выяснено, что составители позднейшихъ летописныхъ сводовъ въ покаэашяхъ Новгородской 1-й и Ипатьев ской летописяхъ о двухъ раэличныхъ эппзодахъ калкскаго похода видёлп указаше на одно собыие, прп чемъ ошибочно связали В. островъ съ Зарубомъ. В а р я я г с к Ш п у т ь («путь изъ Варлгъ въ Грекы»)—шелъ отъ Варяжскаго моря (т.-е. Финскаго залпва) въ «озеро великое Ново» (т.-е. черезъ Неву въ Ладожское оз.), вверхъ по р. Волхову въ «Ильмеръ оз.» (т.-е. Ильмень), оттуда вверхъ по р. Ловатп, тамъ волокомъ къ верховьямъ Днепра и внпзъ по Днепру въ Чернов море. Этотъ марш рута служплъ какъ-бы канвой для скандинаворусскихъ сношении. По некоторымъ спискамъ лето писи, Рюрикъ прибыль сперва къ р. Волхову и срубилъ гор. Ладогу. Это упоминаемый въ исландскихъ сагахъ Aldeigjuborg. Въ Ладоге былъ погребенъ вешлй Олегъ; предаше объ его смерти дошло до самой Исландии. Образоваше двухъ куль турныхъ центровъ древней Руси—Новгорода и Киева—произошло не безъ влияшл В. пути. Оба центра былп хорошо известны скандинавамъ подъ наэваниемъ Holmgardr и Koenugardr. Около 950 г. визанийсш'Й имп. Константннъ Багрянородный опи салъ часть В. пути и подробно остановился на описаши днепровскихъ пороговъ. Знакомство варяговъ съ днепровскими порогами доказывается также рунпческнмъ камнемъ, наЙденнымъ около Слпте на о-ве Готланде и воздвпгнутымъ въ память варяга, погиб шаго на Руси—a Riufan staini, т.-е. у Рванаго камня. Этотъ камень находится въ одномъ изъ днепровскихъ пороговъ и носить то лее название и теперь. Другой руничесшй камень, пмеюидий отношеше къ В. пути, найденъ въ 1906 г. на о-ве Березанп. По В. пути шло то культурное влияше изъ Внзанпи въ Скан динавию, которое сказалось, напр., въ устройстве Упсальскаго храма. При своихъ посёщенияхъ Poccin варяги не ограничивались В. путемъ. Другой путь шелъ по Ледовитому океану въ Бьярмаландъ и оттуда опять въ Новгородъ, Tperift—вверхъ по Зап. Днпне въ Полсщ;ъ и эатёмъ къ верховьямъ Днепра. Вероятно, существовалъ еще четвертый путь въ Русь—черезъ литовская области. Наконецъ, варяги сворачивали съ В. пути въ Поволжье и, спускаясь по Волге, достигали Урала и областей, населенныхъ магометанами (Serkland).—См. В а р с о в ъ , «Геогр. Словарь Русской земли»; его же, «Географ1я началь ной летописи»; P i p p i n g , «Nordiska stadier» (Гель сингфорсъ); 0. Б р а у н ъ, статья въ «Сборнике гр. Бобринскаго» (СПБ., 1912). К. Тгандеръ. В а р я ж с к о е м о р е — с м . Варяжсинй путь. В а р е о л о м е е в с к а я н о ч ь — и н а ч е назы ваемая Парижской кровавой свадьбой. Въ ночь на 24 августа 1572 г. въ Париже было убито свыше 2000 гугенотовъ, собравшихся на празднование брака своего вождя, Генриха Наварскаго, съ Маргаритой Валуа, сестрою Карла I X . Ответственность за резню почти всецёло падаетъ на мать короля, Екатерину Медичи, которая, опасаясь эа свою власть и зна чение при дворе, представила своему безхарактерному сыну въ лрисихъ краскахъ опасность, грозя щую со стороны гугенотовъ. Трудною задачею для историка является "выяснеше перемены, происшед шей въ Карле I X , который за день до резни былъ, повидимому, въ самыхъ дружественныхъ Ътношешлхъ съ адмираломъ Колиньи, главой гугенотовъ, и даже собирался, по его мысли, начать борьбу съ Испашей, вступивъ въ союзъ съ Аншей и другими протестаиитекпмн государствами. Мнешо, что В. ночь была подготовлена задолго французскимъ пра внтельствомъ нлн одной Екатериной, ныне отверг нуто. Всего вероятнее, что Екатерина Медичи, после неудачи покушешл на жизнь Колиньи (22 августа 1572 г.), решила погубить адмирала въ общемъ H36ieHin всехъ его единомыгаленнпковъ, для чего взвела на гугенотовъ обвинение въ наме рении устранить короля отъ престола и 23 августа добилась согласия Карла на 1сровавуио расправу. Въ ней погибли Колиньи н мнопе представители протестантской знати. Вследъ за резной въ Па риже произошли избиешя гугенотовъ и въ другихъ городахъ Франииш, такъ что ихъ погибло свыше 30000 чел. В а р о о л о м ей—«сынъ Воломел пли валмая (ср. 2 Цар. 3,3), одпнъ нзъ 12 апостоловъ Христа. О жизни н деятельности его почти ничего не из вестно. Но словамъ Евсевия, В. проповедывалъ xpucTiaHCTBO въ Индии, по другимъ - в ъ Месопотамш, Парейи, Аравии п Армеши. Память его 11 iioHfl и 25 августа. — См. Арх. С е р г i it, «Полный месяцесловъ Востока» (т. I I , нзд. 2-е, Владнмиръ, 1901). Его апоифпфнчесипе акты у Lipsiius, т. I I . О связываемыхъ съ его пменемъ пропэведснияхъ см. B a r d e n h e w e r , «Geschichte der altkirchl. Literature, т. I , u E r h a r d , «Die altchristliche Literatur und ihre Erforschung, seit 1880». В а р е о л о м е и Г л э н в и л ь с к i й—анг.пйсиий францпсканецъ. Составилъ (около 1260 г.) епчпнеше «De proprietatibus rerum» (напечатано въ Страсбурге въ 1488 г. и въ Нюрнберге въ 1492 г.), представляющее энциклопедию нзъ отцовъ церкви и фнлософовъ. Онъ былъ знакомь съ некоторыми со чинениями Аристотеля, помимо арабскнхъ переведовъ. В а р о о л о м е я с в . о с т р о в ъ — с м . ВестаИндия. Васавадатта (Vasavadatta) — индуски! романъ-поэма, вероятно начала V I I в. по Р . Хр., принадлежащий поэту Subhandhu (изд. На11,съ исторшео-литературнымъ введешемъ, въ «Bibl. Indica», 1859). Сюжетъ ея—истор1я любви царевны В. исъ царю Удаяпе (Udayana). В а с а г а р а — н а р о д ъ , живущий въ обл. Усагара, въ Германской Вост. Африке. Басаевы (а также В о с а о в ы) — русский дворянешй родъ, вocxoдящiй къ началу X V I в. и владевишй помёстьлми въ нынешней Тверской губ. М и х а и л ъ А е а н а с ь е в и ч ъ въ 1658 — 68 гг. показанъ въ дворянахъ московскихъ; братъ его, О с и п ъ А е а н а с ь е в и ч ъ , въ 1692 г. былъ стрлпчимъ, а сыновья—стольниками и стряпчимиг. Ниисто изъ ихъ потомковъ ни въ X V I I I , ни въ X I X вв. въ дворянстве не утверждался. В. Р—въ. В а с а и н б а р а — н а р о д ъ , живущий въ обл. Вост. Усамбара, въ Германской! Вост. Африке. В а с а н ъ ( В а т а н е я ) — библейское наэваше обширной области, лежащей къ востоку отъ lopдана, отъ притока его 1авока (теперь Вади Зерна) до склоновъ Ермона. Въ древности Ъ. славился бо гатою растительностью и превосходными пастби щами. И теперь онъ даетъ преиерасную пшеницу. Въ Ветхомъ Завете В. упоминается очень часто. При заселеши Ханаана евреями В. достался ко¬ лену Манассшну. Позднее онъ отходилъ къ Cupin (3 Цар., 22, 3 и сл.; 4 Цар., 8, 28, и 10, 33), но былъ отвоеванъ 1еровоамомъ I I (4 Цар., 15, 25), после чего вскоре вошелъ въ составъ Accnpifiской державы (4 Цар., 15, 29). Около времени рояедешя Iucyca онъ принадлежалъ царству Ирода В., потомъ Филиппа и Агриппы I I . Въ истории на-