
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
273 ВАЗА 274 лучше его последнее убежище, съ другой—окру жить его предметами, которые были ему полезны и npiflTHbi на земле. Техничесше пр!емы при изготовлеши В. состояли въ слйдующемъ: гончаръ бралъ тонкую, хорошо просеянную и перемятую глину н, вылепивъ изъ этого матер1ала руками общую, еще грубую форму сосуда, обтачивалъ его и отделывалъ на гончарномъ станке; ручки п шейка В. изготовлялись отдельно и уже потомъ приставлялись къ В. Глина употреблялась иногда въ естественномъ своемъ виде, безъ всякой примеси окрашивающихъ ве ществъ; иногдакъней прибавлялась какая-либо краска съ целью придать матер1алу тонъ, более npiflTный для глаза. После того, какъ сосудъ окон чательно получилъ надлежащую форму, его сушили на солнце или слегка обжигали въ печи, такъ, чтобы глина не утратила вполне своей мягкости. Такая высушенная или слабо обожженная В. посту пала въ руки живописца, если самъ лепщикъ не брался за ея роспись. Тотъ или другой пзъ этихъ мастеровъ набрасывалъ на още довольно мягкой поверхности желаемый сюжетъ, обозначая лишь главные его контуры. Пр1емъ самой росписи былъ различенъ, смотря по тому, орнаментировался ли сосудъ черными фигурами на красномъ фоне или, наоборотъ, красными фигурами на черномъ фоне. По окончанш росписи В. ставилась на долгое время въ печь, где медленно и постепенно отвер девала и делалась годною къ употребление Чер ный лакъ, которымъ производилась роспись, отли чается большимъ блескомъ и удивительною проч ностью; составъ его неизвестенъ съ точностью. Для оживлешя черныхъ фигуръ художникъ прибегалъ иногда къ белой п лиловато-красной краскамъ и ретушировалъ ими некоторый детали. Съ течетемъ времени полихромная орнаментащя В. вошла въ большой почетъ: въ росписи особенно нарядныхъ и дорогихъ сосудовъ стали являться въ изобилш голу бой, зеленый, светло-лселтый и темно-красный цвета, даже позолота. Накопецъ, некоторые сосуды по крывались слоемъ белой краски, по которому было удобно работать кистью. Надписи начертывались на\-В. чернымъ лакомъ при помощи кисти, илп же выцарапывались иглою. Въ какой степени про являлось въ живописной орнаментами В. личное творчество ея исполнителей—определить трудно. Копировали ли они известные орнаменты, или сами изобретали и обрабатывали свои компознцш? Во просъ этотъ остается недостаточно разъясненнымъ, но можно сказать пололеительно, что эти художники не прибегали ни къ калькировашю, ни къ припо рошке чужихъ или даже своихъ рисунковъ. По многимъ экземплярамъ В. видно, что художникъ проводилъ черты не сразу, но видоизмёнялъ и улучшалъ первоначальный эскизъ. Вазовая живо пись порою воспроизводила те или друпя картины зиаменптыхъ мастеровъ; весьма вероятно также, что для некоторыхъ, часто повторяющихся сюжетовъ имелись образцовые рисунки, которыхъ орна ментисты придерживались более или менее, выпуская, однако, или прибавляя.фигуры сообразно простран ству, имевшемуся въ пхъ распоряженш; но это подражаше было далеко не рабское и всегда оставляло не который просторъ собственной фантазш орнамен тиста, позволяя ому сочинять и импровизировать. Формы греческнхъ В. чрезвычайно разнообразны. Главный изъ нпхъ сводятся къ следующимъ тппамъ: 1) сосуды для хранешя жидкостей и сыпучихъ телъ; 2) сосуды для хранешл п питья вина; 3) туалетные сосуды. Пиоосъ—известны два типа этихъ огромныхъ сосудовъ: въТроаде и въ Кноссе на Крите они найдены целыми рядами; въ первой нзъ этихъ местно стей—суживаюшдеся книзу, во второй—бочкообраз ные, съ рельефными орнаментами. А м ф о р а—строй ный, расшираюпцйся кверху сосудъ съ более или менее длиннымъ горлышкомъ. Простые, неустойчивые, съ маленькимъ донышкомъ или коническимъ ниэомъ употреблялись для транспорта и хранешя вина и масла. Въ первомъ случае они клались на бокъ, во второмъ всовывались копцомъ въ землю или песокъ. П а н а е и н е й с к 1 я а м ф о р ы—сосуды съ масломъ, раэдававш1есяпобедителямънапанаеинейскихъпраэдне- ствахъ. Более древше сравнительно приземисты и пузаты, позднейш1е,напротивъ, стройны, на лицевой стороне ^всегда изображена Аеина съ занесеннымъ копьемъ, и начертана надпись, свидетельствующая о томъ, что сосудъ полученъ въ виде приза; на обрат ной—сцены изъ круга гимнастическихъ состязатй. Эти амфоры, какъ и обыкновенныя, более или менее роскошно расписанный, устойчивы. Разновидность амфоры—п е л и к а, отличающаяся отъ нея темъ, что корпусъ ея вообще сравнительно шире, и наибольшей Д1аметръ помещается ниже середины высоты. Г и д р in—собственно сосудъ для воды, какъ показы в аетъ самое назвате (А8шр=вода), но, очевидно, употреблявппйся и для вина. Гидгля снабжена тремя ручками: двумя маленькими гори зонтальными, по бокамъ корпуса, какъ у миски, и третьей большой вертикальной, какъ у кувшина. Первыя служатъ для подняпя полнаго сосуда на плечо или на голову, третей—для несошя порожняго сосуда или для выливашя изъ ного содержи маго. Весьма характерный сосудъ—кратеръ (%epdwupi= смешивать). Это сосудъ для смешивашя вина съ водою. Формы его то мискообразны, съ горизон тальными ручками, какъ у гидрш, или съ малень кими колонками, подпирающими вёнчикъ сосуда; то колоколовидны, съ большими, поднимающимися кверху ручками, место прпкреплешя которыхъ го ризонтально; то близки по виду къ амфоре, съ вер тикальными, большими ручками, превышающими ворхшй край сосуда и закапчивающимися большими завитками—волютами. Главное отличде кратера отъ амфоры—гораздо болышй д1аметръ отверста. Въ' связи съ кратеромъ стоитъ псиктеръ—холодиль нику служившей для остуживашя вина и опу скавшейся въ кратеръ, наполненный холодной водой. Псиктеръ не имеетъ ручекъ,у него цилиндрическая шейка и такая же ножка, но уже и выше; при плюснутый корпусъ имеетъ значительный ддаметръ. К i а е ъ—черпало, съ ручкой въ виде петли, значи тельно превышающей край чашки. Эн ох о я—не большой кувшинъ для разливавля вина; иногда отверст1е его имеетъ видъ трилистника. Для той же цёли служплъ п п р о х у с ъ , более изящный кувшинчикъ съ узкимъ высокимъ горлышкомъ, употребляв ппйся въ более позднее время. Изъ сосудовъ для питья на первомъ месте стоитъ кубокъ Дшниса, канеаръ—объемистый бокалъ на высокой ножке, съ двумя высокими ручками. К и л и к ъ—плоская чаша, весьма различнаго ддаметра, на более или менее высокой ножке, съ двумя боковыми, загнутыми кверху горизонтальными ручками, обыкновенно не превышающими края сосуда, чтобы удобно было ве шать его на гвоздикъ на стёну. С к и ф о с ъ—глубокая чаша съ плоской ножкой, съ маленькими ручками или безъ нихъ. Р и т и н ъ ^ к о р о т ш й рогъ, заканчиваюшдйся обыкновенно внизу головою животнаго; изъ не^о ПИЛИ не черезъ край, какъ изъ обыкно веннаго рога, а выливали въ ротъ струйку вина изъ круглаго о т в е р с т внизу. А р и ' б а л л ъ — м а леньтй, шарообразный сосудъ, приплюснутый внизу или снабженный плоскою ножкой, съ коротки мъ горлышкомъ и "аленькнмъ отверсиемъ, но широ: