
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
683 БУГЯТЫ 684 л всего 288354 обоего пола). Судя по даннымъ за X I X ст., Б. въ общей масс* даютъ положительный приростъ (небольшой), но некоторый группы въ Ир кутской губ. уменьшаются въ числъ (С. Паткановъ). Въ географическомъ отношенш Б . делятся на съверо- пли до-байкальскнхъ и южно- пли эа-байкальскпхъ, что отчасти совпадаетъ съ отлнч1ямп въ лингвпстическомъ, племенномъ, релпиозномъ и куль турномъ отпошсшлхъ. По племенному составу Б. представляютъ конгломератъ разпыхъ монгольских* племенъ. Они доныне знают* назвашя племснъ н родовъ, нзъ которыхъ состолтъ, тогда какъ боль шинство остальныхъ монголовъ уже забыло свой племенной составъ. Главная масса евверо-байкальскнхъ Б . состоитъ изъ родственныхъ племенъ э х и р н т ъ и б у л а г а т ъ , а южно-байкальскпхъ—племя х о р и (ближайшими сородичами последнихъ, между прочимъ, являются баргу-бурлты въ Хайларскомъ округе Маньчжур1и). Среди остальныхъ Б. (селопг и н е к и х ъ, т у н к и и с к и х ъ и а л а р с к и х ъ ) имеется много позднейшихъ выходцевъ из* зару бежной Монголш,—южной, северной (Халхи) и за падной (ойратской). На ряду съ этимъ существует* делете на тсррнтор1альныя группы; именно, Б. Иркутской губ. делятся на: 1) тупкнискнхъ, состолщнхъ нзъ 14 родовъ, живущих* по долннамъ Южно-Байкальскихъ горъ и въ верховьяхъ р. Иркута и по его прптокамъ; 2) кнтойскихъ, 3 рода, по среднему теченпо р. Китоя; 3) кудпнекихъ, 16 ро довъ, по течешю р. Куды п по ея притокамъ до оз. Байкала; 4) капсальскнхъ, 4 рода, въ верховьяхъ р. Куды; 5) аларскихъ, 11 родовъ, въ низовьяхъ pp. Белой н Иркута, къ Ю отъ Московско-Иркутскаго тракта; 6) балаганекпх*, 24 рода, по обоимъ берегамъ р. Ангары; 7) ндпнекнхъ, 29 родовъ, по р. Иде п отчасти на правомъ берегу р. Ангары, въ верхнемъ ея точенш; 8) верхоленскихъ, 7 ро довъ, по pp. Куленге и МанзуркЬ до Вайкальслаго оз.; 9) ленскихъ, 7 родовъ, по берегамъ р. Лены н въ низовьяхъ pp. Кулепгн н Манзурки и 10) ольхонекпхъ, 9 родовъ. на о-ве Ольхоне и у берега Байкала. Есть еще несколько улусовъ Б. въ Ннжвеудпнскомъ округе, составляющнхъ 2 небольплл общины. Въ Забайкальской области Б. делятся на: 1) баргузинскнхъ, 5 родовъ, жнвущихъ по р. Баргузину; 2) кударннскнхъ, 4 рода, по при брежью оз. Байкала и въ низовьяхъ р. Селенги; 3) селенгннскнхъ, 18 родовъ; по долннамъ pp. Се ленги, Чнкоя, Джиды ц Темника (отъ ссленгпнцевъ отделилось несколько родовъ, составнвшихъ Закамепскую и Армакскую инородныя управы) н 4) хоринскнхъ, 11 родовъ, живущихъ по pp. Уде и Хнлоку; отделившаяся отъ последнихъ часть составляла Ачинскую степную думу. Еще недавно родовой строй былъ въ полной силе у Б. На немъ, согласно уставу Сперанскаго 1822 г., основывались админи страция, судъ и вел общественная жизнь Б., прн чемъ ихъ родовыя общины пользовались широким* самоуправлешемъ. Высшею общественно-админи стративною единицею являлись стспныя думы, надзоръ за которыми принадлежалъ общнмъ губернскнмъ пли областпымъ властямъ. Въ настоящее время родовой строи утратилъ значительную долю прежпяго эначешя. Съ одной .стороны, Б. косну лось движеше Miposoii культуры и, вместо прежнихъ узкихъ родовыхъ пошшй, выдвинуло более тнроше иптересы, а въ то же время дало толчокъ развптш обще-бурлтекаго нащопальнаго самосоэнашя. Съ другой стороны, правительствомъ были при няты меры къ тому, чтобы приблизить управлешс Б. къ крестьянскому. Такая реформа первона чально коснулась пркутскихъ В., а по закону 23 апреля 1901 г., введенному въ жизнь въ 1903 г., и забайкальских*. Теперь всюду у Б. введен* институт* крестьянских* и инородческих* началь ников*, н вместо степных* дум* учреждены, па основанш т е р р н т о р 1 а л ь н а г о принципа, ннородчесшл управы (въ Иркутской губ.) н ннородчесше волост ные управлсшя н суды (въ Забайкальской области). Все гражданешя дела между В., бракоразводныя, мелшл правонарушешл и проступки разбираются инородческими судами согласно обычному праву В ; болёе же тлжшл уголовныл дела иодлежатъ веденлю общих* судебных* установлен^. Виутрсниля деловая переписка у Б. въ Забайкальской области ведется на монгольскомъ яз., въ Иркутской же губ., где не распространена монгольская грамотность,— на русскомъ яз. Несколько родовъ селенгннскнхъ бурятъ включены въ составъ Забайкальская каэачьяго войска н управляются на общих* с* ним* основашлхъ. Ннородчесшя управы Иркутской губ. делятся на улусы, а волости Забайкалья—на булукн, при чемъ въ основу этого делешя легла первобытная родовая община. Улусъ—мелкая еди ница, состоящая всего пзъ нескольких* обнессиныхъ общею эагородью жнлнщъ (юрть), — отца семьи, его детей, внуковъ и т. д. Въ таком* семейномъ родовомъ округе все интересы обнце, такъ какъ пашни, покосы и пр. нераздельно принадле жать всемъ членамъ, работающнмъ сообща, даже запродажа хлеба, подряды и т. д. производятся родомъ. Булучнал община значительно больше: она включает* несколько десятковъ, а иногда п сотснъ юртъ, нмеющихъ, кроме общей администрации, еще общля сенокосныя п пастбищный угодья, заго роди и т. д. Помимо того, терминъ «булукъ» вообще употребляется для обозначешя группъ или общипъ, воэннкающнхъ по разным* случаям*, и имеет* по этому самый разнообразный смысл* как* по объему, такъ и по содержашю. На ряду съ этимъ мы внднмъ у Б. целый рядъ старинныхъ общинных* обычаев* и институтов*: въ ихъ обычномъ праве, въ сугланахъ (родъ Mi рек ихъ сходовъ), въ тайлагапахъ (празднествахъ) и т. д. Между обычаями Б., въ этомъ отношенш, замечательна общинная облава, такъ на зываемая зегге-аба (у забайкальскихъ В.—аба-хайдакъ), т.-е. цепная облава, которая въ вастоящее время утратила, впрочемъ, прежшй сощально-кооперативныЙ характеръ, происходить реже, большею ча стью лишь для истреблешл волковъ, и не имеетъ обя зательная характера для членовъ общины, какъ раньше. У шаманистовъ весною н осенью бываютъ общннныл релипозныя собрашя, носящш назвашл тайлагановъ (таплганъ) и происходящая обыкновенно па обычаемъ освященныхъ местахъ. После приношевш богамъ жертвы (кровавой) и молитвъ устраива ются: борьба, стрельба изъ лука, конеше бега, пляска, народныя игры въ медведя и подражаше другимъ жпвотвымъ; являются певцы. На таЙлагавахъ женщины, какъ чyжiя роду, не присутствуют*, но девушки, какъ рожденный въ томъ же роде, принимаюсь учаспе. Только на тайлаганахъ въ честь водяныхъ духовъ (уханъ-хатовъ) допускаются къ учаешо и женщины, и эти тайлаганы отличаются нанболыпимъ весеЛ1емъ. Праздники забайкальских* Б.-будднстовъ: < сагаалганы> (празднества новаго года), «хуралъ», «наиръ», «обо» п некоторые друпе, носить отчасти общинный характеръ, а отчасти церковный п обя заны своимъ появлешемъ буддизму. В.—одпа нзъ немногихъ народностей Pocciu, которой принадле жит* право прсподапашя въ начальных* школах* на родномъ лзыкё. Одпако, этимъ правом* факти чески пользуются только забайкальеше В., но зато у них* крайне мало школ* общаго типа. Въ Иркут-