
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
403 БУДДИЗМЪ 404 шимъ н широкимъ (т.-е. удобнымъ) ложемъ, деся высоте стоите будда; его совершенство не под тая—принятче въ даръ золота. Въ съверномъ Б . дается и з у ч е н т и описанш. Позднейшая схолана ряду съ 10 заповедями и еще выше пхъ стоять. сгпка Б., однако, весьма подробно излагаете ха 10 «идеальныхъ добродетелей» (paramita) идеаль-1 рактерный особенности будды: 10 силъ, 32 глав наго буддиста, бодхпсатвы, а пмевно: щедрость, ныхъ признака велпкаго мужа п 80 (иногда 84) праведность, отречеше отъ Mipa, мудрость, сила второстепенныхъ прнзнаковъ и т. д.; доходятъ разума, терпъшо, правдивость, рёшимость, благо- до того, что перечисляютъ 108 (евлщевное число дупле и непоколебимость. Эти добродетели въ своей въ Индш) итризпаковъ или фигуръ па подошве высшей степени кажутся европейцу утрированными: ногп будды. БуддШсше TCICCTU насчитываютъ такъ, напр., щедрость ботхисатвы не останавли 27 буддъ, предшествовавшихъ историческому Будд* вается даже передъ жертвой собственной жизни въ Гаутам*. Легендарный бюграфпи 24 изъ нихъ отъ пользу другого существа. Два последше этапа Дппанкары (Dlpankara) до Кашьнпы ( К а з у а р а , «восьмичленнаго пути»—правильное размышление пали Kassapa) не что иное, какъ пероделки и созерцаше—доступны только монаху. Созерцашс бшграфш последняго Будды. Южный Б . ожи всегда вграло важную роль въ жизни ншидйскаго даете появлев1я будущаго будды — Майтреи че отшельника; система Йога (Yoga) вндитъ въ немъ резъ 3000 лете после Гаутамы; сейчасъ онъ лпипь едивствевный путь къ спасеппо. Вероятно пзъ этой бодхисатва, что, однако, не мешаете почитанию системы Будда занмствовалъ теорию созерцашя на севере его изображений. Все предшественники (dhyana) п предписашя, относящаяся къ нему. Мо Будды Гаутамы — существа миеичесшя; однако, нахъ предается созерцанию въ уединенномъ мест*. несомненно, что почитание нхъ ИСХОДИТЬ ИЗЪ Прпнявъ надлежащую позу, онъ выбирастъ такъ глубокой древности: уже Ашока поределалъ древ называемую «точку опоры», т.-е. какую-нибудь нюю ступу въ честь будды Конагаманы,—во I I в. мысль, на которой онъ сосредоточиваеть все свое до Р . Х р . на ступе въ Бархугв приводятся имена внимав1е; въ качестве вспомогательныхъ средствъ 4 прежнпхъ буддъ (въ томъ числе и Конагаманы); реисомендуются контролировало дыхашя (hatba- весьма вероятно, что въ существоваше ихъ верили yoga брахмановъ), смотрев1е на блестящей пред и раньше, во времена Гаутамы—такъ джайны тоже мете и т. п. Цостепенно духъ его проясняется и верягь въ целый! рядъ 23 предшествевнпковъ по проникается воодушевлешемъ, тогда какъ все дур- следняго джины Махавиры, т.-е. освователя джай пыя наклонности исчезаютъ. Такова первая сту низма (впрочемъ, его непосредственный предшепень созерцания. На второй ступени духъ освобо ственникъ Паршва, вероятво, историческая лич ждается отъ размышления о «точке опоры», остаются ность). Въ северномъ Б . почитаются 7 предшелишь ясность и воодушевлеше. Н а третьей сту ствевншеовъ Гаутамы. Основатель Б . здесь ОТГБСпени последнее исчезаетъ, а вместе съ нимъ и ненъ на задшй планъ безчисленнымп бодхисатощущения радости п страдания; на четвертой и по вами и прочими представителями огромнаго северследней ступени достигается полное безразлич1е, наго пантеона, включившаго въ более или менъе сопровождаемое приостановкой дыхашя. На послед прикрытомъ виде боговъ брахманизма. Таковы ней ступени созерцания монахъ достигаете сверхъ- бодхнеатвы Манджу1лри, на котораго перенесены сстественныхъ способностей: онъ читаете мысли отчасти аттрибуты Шивы, Ваджрапани и т. д. На другихъ людей, творите всяшя чудеса и т. п. Ве первомъ месте въ этомъ пантеоне стоять «будды роятно, въ тесвейшей связи съ 4 ступенями созер созерцашя» (dhyanibuddha),—идеальный отражения цашя стоите д£лешо верующпхъ на 4 категории буддъ — людей, человеческнхъ буддъ (manashiпо степени святостп отъ «попавшаго въ потокъ» buddha); возможно, что учен1е о буддахъ созерцашя до архата (см. выше). Севервый Б . принимаете возникло подъ влияшемъ релипи Зороастра, по иное делеше нзъ того же крптер1я: ученики (дга- которой каждый человекъ имеете свой идеальный vaka), «будды для себя» (pratyekabuddha, или рас- отблес1;ъ въ небе — фраваши (fravashi). Такъ eekabuddha) и будущие будды, бодхнеатвы (bodbi- каисъ въ т е ч е т е MipoBoro першда (Кальпа), въ satva). Первая категория обнимаете названныя которомъ мы находимся, появилось уже 4 будды: 4 степени святости до архата. «Будда для себя» Кракучханда, Канакамуни, Кашьяпа, Шакьямуни и достигаете самостоятельно высшаго звав1я (bodhi), ожидается пятый—Майтрея, то буддъ созерцания Ратнасамбхава, uio в е можете проповедывать его людямъ; у ч е т е тоже 5: Вайрочана, Акшобхья, о pratyekabuddha очень древне, о нихъ часто Амитабха и Амогхасиддха. Каждый изъ буддъ говорится не только въ палШскихъ текстахъ, но и созерцания имеете своего «сына», свою эмана въ джайнскихъ. Наивысшую ступень среди всехъ цию—бодхисатву; таковы: Самантабхадра, Ваджрасуществъ занимаюте въ сев. Б . бодхисатвы, т.-е. сатва, Ратнапани, Авалокптешвара или Падмасущества, долженствующий стать буддами,—таково пани и Вншвапани. Особенно почитаются соот значеше этого термина въ южвомъ Б., признаю- ветствующие человеческому Будде—Гаутаме Ш а к ь я шаго сейчасъ лишь одного бодхисатву—Майтрею муни Амитабха и Падмапани (воплощешемъ по (Maitreya, пали Metteyya), грядущаго преемника следняго считается Далай-Лама). Эти будды и бод Будды Гаутамы. Въ с'ев. Б . это назваше пони хисатвы играюте роль боговъ, къ нимъ обращаются мается иначе: бодхисатва достигъ высшей степени съ молитвой, ихъ почитаютъ пышными обрядами.— святости, въ любую минуту онъ можете войти въ Б. не ограничивается однимъ перечнемъ запрещешй ииирвану, но предпочитаете отдавать свои сверхъ- и предписашй; множество теисстовъ беседы Будды естествеввыя силы служешю Mipy. Число бодхи- (sutra, пали sutta) и сборншен моральныхъ иэречесатвъ неограничено; все крупнейшее деятели сев. шй въ роде знаменптаго Dbammapada («Слова З а Б. считаются таковыми. Стать бодхисатвоЙ—выс кова»)- даютъ въ сильныхъ, нскренннхъ словахъ, шая цель севернаго буддиста; поэтому они и на дышащихъ глубокимъ чувствомъ, мудрые советы зываютъ свою систему «Большой колесницей» (Ma человеку въ различвыхъ положешяхъ: они опредеhay ала) въ противоположность другой древней- ляютъ отношеше человека къ высшимъ и низшпмъ, иией, къ.которой принадлежите и южный Б., на къ роднтелямъ, детямъ и слугамъ. Проникающая эти зываемый ими «Малой! кхлесиицей» (Шпауапа), п р о и з в е д е н склонность ставить вравствепное со такъ каисъ представители ея стремятся лишь къ вершенство выше всякихъ условныхъ достоинствъ— идеалу архата. Выше всехъ, на недосягаемой какъ богатство или знатность—является ценней-