
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
399 БУДДИЗМЪ 400 въ центр* ихъ. Послъдше 4 элемента существа въ своей совокупности исполняютъ вс* душевныя функщй и, такъ сказать, зам*няютъ въ Б. душу, существоваше которой, какъ в*чной субстанщн, реши тельно отвергается Б., по крайней м*р*, въ древ нейшей форме. Третье положеше: «изъ субстанщн мысли возникаютъ и м я и ф о р м а», авучить весьма странно; оно разъясняется, если подставить подъ терминъ «имя и форма» его значеше «нндивидуумъ» («аханкара», «делаюппй» системы Санкхья). Въ этомъ смысле это выражев!о употре бляется еще въ Упанншадахъ. Смыслъ 4-го поло жения—о происхождении 6 органовъ изъ имени и формы—тотъ, что нндивидуумъ практически про является черезъ посредство 5 чувствъ и внутренняго чувства (manas). Пятое и шестое положения о с о п р и к о с н о в е н и и и о щ у щ е н и ' и выражаютъ ту мысль, что чувства, сформировавшись, становятся въ связь съ объектами. Ощущеше вызываете в о л ю к ъ ж и з н и («жажду»), а эта воля—привязанность къ существовашю, къ внешнему Mipy, къ наслаждению. Изъ этой привязанности возникаете с т а н о в л е н и е (bhava); этотъ терминъ въ системе Санкхья заме няется sansriti~sansara, т.-е. «кругъ перевоплоще ний». Иначе говоря, привязанность къ внешнему Mipy съ его радостями необходимо влечете за собой новыл псревоплощсшя. Последшя положешя ясны: перевоплощений ведуте за собой рождеше, старость, болезнь, горе, смерть. Третья истина—«нзбавлев1е отъ страдашя есть освобождеше отъ волн къ жизни» является кратчайшей формулой важнейшаго для Б. догмата—учешя о нирване, идеале, высшей цели Б. Это noHHTie до сихъ поръ нельзя считать оконча тельно вылсненнымъ, такъ какъ свлщенныл книги Б. говорите о нирван* далеко не всегда одинаково; потому и въ европейской научной литературе не до стигнуто соглаыя между исследователями по этому вопросу. Ни назваше, ни самое понлпе не являются исключительно будайскимн. Несомненно, что нир ваной буддисты называютъ пзбавлеше отъ круга перевоплощений; въ брахманской и джайнсисой литературахъ это слово также употребляется, хотя реже, нежели mukti и moksha. Выборъ названия «нирвана» (nirvana, пали nibbana — «угасаше») буддистами объясняется, вероятно, темъ, что оно лучше другихъ гармонируете съ уподоблешемъ живого существа пламени: существо, состоящее изъ элементовъ (skandha), находится въ такомъ же со стоянии постояннаго изменения, какъ пламя све тильника: въ любой моменте оно не то, что* было въ предыдушдй, и чемъ оно будете въ последующий, несмотря на кажущуюся неизменность. Нирвана есть иэбавлеше отъ воли къ жизни, следовательно, и отъ сиерытыхъ впечатлешй (sanskara), т.-е. и отъ последующихъ существовашй. Такимъ образомъ, въ виду отрицашя души, смерть человека, достигшаго нирваны, есть окончательное прекращеше суще ствования, «угасаше» этого индивидуума, абсолют ная смерть, въ противоположность смерти обык новенная челове1са, за которой следуюте дру п я рождения, т.-е. смерти относительной. Таковъ, выводъ нзъ всего учения Будды, подтверждае мый и будддйскимъ канономъ. Но те же тексты говорите о нирване какъ о состоянии величайшаго блаженства. Однако, никто не можете до стичь этой цели сразу, безъ подготовки: все веyuonxje разделяются по fsotapanna), уд*лъ всякаго, святости на 4 3 степени. Гервая—«попавишй въ потокъ» (srotaapanna, пали признавшаго буддМ- сшл святыви ( t r i r a t n a — «три сокровища»), т.-е. Будду, Законъ и Общиину (Buddha, dharma, saffgha) и обещавшаго жить по заповедямъ Будды; «по павишй въ потокъ» долженъ до достижении нирваны родиться еще 7 разъ, но ужо не въ ниэшнхъ м!рахъ, т.-е. въ одномъ йэъ адовъ, въ Mipe теней (preta). или въ Mipe животныхъ. Достипшй 2-ой степени «возвращаюшдйся одинъ разъ» (sakridagamin, пали sakadagami), въ которомъ страсти почти совершевно исчезли, родится въ этомъ Mipe еще одинъ разъ, тогда какъ достппшй 3-Й степени—сневозвращающийся» (anagamin, пали anagami)-родится уже не на земле, а въ Mipe боговъ, при чемъ въ томъ же существоваши достнтаетъ нирваны. Наконецъ, совершенный святой—архате (arhat, пали araha)— «достойный» достигаете нирвавы. Въ архате все страсти и корень ихъ—«жажда»—совершенно отсутствуюте; состоите архата, буддМскаго идеала свя тости, изображается какъ высшее -блаженство, до стигнутое на земле. Онъ преисполнонъ любви къ окружающимъ, совершеннаго счастья и обладаете сверхъестественными способностями (помните, напр., все прежний существовашя какъ свои, такъ и другихъ людей); действий архата уже не порождаюте скрытыхъ впечатл*шй. Архатомъ можетъ стать только монахъ. Въ настоящее время можно считать несомненнымъ, что нирвана и состоите архата (arhattva, пали arahatta) употребляются исаисъ СИНО НИМЫ: человекъ, ставппй архатомъ, темъ самымъ достигъ иэбавлев1я отъ перерождений, нирваны. Иначе говоря, этимъ терминомъ обозначаются 2 по н я т , тесно между собой связавныя: абсолютная смерть и состоите высшей СВЯТОСТИ, непременно ей предшествующее. Разъ «воля къ жизни» и ея последствия устранены, пзбавлеше (нирвана) до стигнуто; непосредстизенно ли следуете за этимъ начальнымъ моментомъ конечный, т.-е. смерть, пли эти моменты отделены пзв*стнымъ промежутисомъ, значения не имеете. Въ последнемъ случае гово рится или о «нирване съ остатисомъ» (sopadiceshanirvana), пли о «нирван* при жизни» (sandrisbtikanirvana, пали sandittbikanibbana)—это выражеше вполне аналогично брахманскому «избавлешю при жизни» (juvanmukti); абсолютная смерть называется иногда паранирваной (paranirvana) пли «нирвана безъ остатка» (nirupaligesha). Въ первомъ случае имеется въ виду то обстоятельство, что отъ всего су щества архата остается еще некоторое количество элемеитовъ, благодаря чему его жизнь и не пре кращается; во второмъ этотъ остатокъ исчезаетъ, и существо архата переходите въ небы™. БуддШcucifl книги яркими красками пзображаюте блажен ство нирваны, т.-е. нирваны при жизни, какъ бла женной страны, где нетъ печали и т. д.; эти эпи теты надо понимать, исонечно, фигурально. Севервый Б., какъ и въ другихъ случаяхъ, понялъ эту характеристику буквально, или, точпео, матср1ально, и создалъ представлеше о нирване каисъ о в*чномъ рае. Четвертая «святая истина» о пути къ избавле н а является важнейшей: какъ мы видели, и самъ Будда придавалъ первенствуюицес значеше своей этике, и, действительно, въ ней лежнтъ центръ тя жести всего Б. Характеръ будайской морали опре деляется псссимистическнмъ отпечаткомъ MipoB03speuuifl: во-первыхъ, это мораль асисетичесисая, мораль подавления плоти и страстей; во-вторыхъ, она имеете въ виду, прежде всего, монаховъ и лишь затемъ MipHHb. Средствомъ къ достиженш иэбавлешя (нир ваны) является «восьмичленный путь» (ashtangika— marga): правильный вера, решение, слово, дело, жизнь, стараше, размышлсшо и созерцаше. Первое предписание вполне естественно: вера въ спаси тельность закона Будды есть необходимое услов1е праведной жизни. Неверуюшдй не можете принять закона, тогда какъ верующ! й облзанъ сделать это.