
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
281 Б Р У С Ъ — Б Р У С Ъ РАВН ЛГО СОПРОТИВЛЕН1Я 282 Б. также называются каменные шш металличесше длинные элементы, имъюшдс правильную форму. В р у с ь въ артиллер1и:—1)поворотный Б . составляетъ часть современныхъ установокъ нъкоторыхъ тяжелыхъ мортиръ осадной и крепостной артиллерш. Онъ состоитъ изъ двухъ рельсовъ дву т а в р о в а я с е ч е н я , соедниенныхъ поперечными свя зями и болтомъ съ распорными муфтами. Спереди между рельсами укрепляется ось съ 2 катками и цснтральнымъ отвсрс^смъ, которымъ она одевается на шворень, поставленный вертикально въ передней части платформы; въ середине поворотный Б . под держивается другой парой катковъ. Помещаясь сво бодно (съ небольшимъ зазоромъ) между стал ивам и лафета, подъ нижними болтами, поворотный Б . слу жить для направлешл станка во время отката; осо быми пр1емамн можио поставить станокъ катками на поворотный Б.: тогда получается возможность дать станку большое боковое перемещено (во время прицелпвашл, для переноса огня) на каткахъ по в о р о т н а я Б., пли, пользуясь катками станка, отка тить его безъ выстрела (если въ этомъ встретится надобность), а также докатить станокъ на место, если былъ после выстрела недокатъ.—2) У старыхъ деревянныхъ лафетовъ однобрусной системы (у насъ въ осадномъ лафете ковструкщи 1839 г.) средни Б . или «стрела» проходилъ между корот кими станинами н служилъ хоботомъ, въ кото ромъ, вместе съ темъ, помещался подъемный меха низма Брусъ з а к л а д н о й — ннжшй окопный брусъ, закладываемый въ стену въ кирпичной кладке и врубаемый отдельно при деревннныхъ строоняхъ. Б р у с ъ въ желеэнодорожпомъ дел*: 1) б у ф е р н ы й Б — д в а к р а й н е поперечные Б . рамы паровозовъ и вагоновъ; къ нимъ прикрепллютъ винтовыл стяжки, цепи и буфера. Эти Б . делаются изъ дубоваго или б у к о в а я дерева, толщ, отъ 7 до 9 дм. н шир. до 18 дм. Въ паровозахъ на этихъ же Б . устанавливаются буферные фонари.—2) Б. д 1 а г о н а л ь н ы е составляютъ часть рамы вагова, опираясь на ея поперечные Б. На эти Б . на стилается полъ в а я н а , и къ нимъ прибиваются половыя доски.—3) К о р д о н н ы й Б.—укладывается для ограждеия края въ различная рода сооружешяхъ, напр., набережныхъ, платформъ пассажирскихъ и товарныхъ на станщяхъ жел. дорогъ и т. д. Употребляются обыкновевно деревянные Б . въ 10 дм. толщиною и шириною; на пассажирскихъ— толщину деревянныхъ Б. уменьшайте до 4 дм., увеличивал ширину до 12 и более дм. Кор донные деревянные Б. прикрепляются къ дере вянному основаию платформъ скобами или наса живаются на шипы; если стойки платформы сде ланы изъ рельсовъ, то насаживаются на приклепан ные къ этимъ рельсамъ болты и завинчиваются сверху гайками; если же Б. укладываются на каменныхъ стенахъ платформъ, то для укреплеия Б. закладываются въ кладку железные штыри, пмеюшде на конце нарезку съ гайкою. Дсревлвцые кордонные Б . осмаливаются смолою съ посып кою пескомъ два и три раза и, при возобновлены осмолки черезъ годъ, могутъ простоять до 8 летъ. Каменные каптовые Б . делаются пзъ т е с а н а я камня требуемыхъ размеровъ и укладываются на пементномъ растворе. Н а пассажирскихъ и центральныхъ камепныхъ платформахъ выгоднее упо треблять кордонные Б . изъ камня, несмотря на значительную стоимость первоначальная нхъ устройства, а на товарныхъ и вообще всехъ грузовыхъ—деревянные Б., обладающее той степенью упругости, которая необходима для предохранешя нхъ отъ разломки и расколки отъ ударовъ при на грузке и выгрузке болыпихъ тяжестей. При за мене кордопнаго Б. рельсами последше уклады ваются подошвою вверхъ, а головкою входять въ рельсовыя стойки.—4) О т в о д н ы й дубовый Б.,имею щей снизу две выемки, которыми можетъ бытьположенъ на обе головки рельсъ пути. Н а верхней его стороне, начиная снизу, сделаны две косыя наклонный плоскости съ направляющими боками въ одну или другую сторону. Эти Б. предназна чены для остановки оторвавшихся и катящихся по уклону вагоновъ на жел. дор. Б . хранятся у сто рожа, ж и в у щ а я вблизи начала большого подъема, чтобы, заметивши оторвавпиесл катяпи'ссл в а я н ы , сторожъ могъ положить немедленно Б. на рельсы. Наскочивъ на положенный на рельсы отводный Б., в а я н ы вкатываются на наклонныя плоскости Б. и, направляемые ими, скатываются въ сторону. Для этой же цели употребляются отводныя стрелки и тормазныя колодки.—5) О х р а н н ы й Б. — на железнодорожныхъ мостахъ рядомъ съ рельсами укладываютъ Б. охранные, на случай схода колеса съ рельсовъ. Н а обыкновенныхъ мостахъ такъ на зываются Б., отделлюпце проезжую часть отъ тротуаровъ; какъ те, такъ и друпе прикрепляются бол тами и бываютъ разныхъ размеровъ.—6) П е р е в о д н ы й Б. более значительная размера, чёмъ обыкновенная шпала, для укладки подъ стрелками жел. дор. Все В., укладываемые подъ одну стрелку и крестовину, составляютъ сборъ Б . или комплектъ. Эти Б. бываютъ толщиною отъ 7 до 8 дм. и шириною отъ 10—14 дм., выделываются изъ дубоваго, но чаще—сосновая леса.—7) П о д р е л ь с о в ы й Б.,—въ начале постройки желеэныхъ дорогъ, по американ ской системе, введенной въ А н ш и знаменитымъ инженеромъ Брунелемъ, рельсы укладывались не какъ теперь на поперечинахъ, а на Б. продольныхъ; въ настоящее время таше Б. употребляются еще на мостахъ, кочегарныхъ лмахъ. въ паровозныхъ здат я х ъ и мастерскихъ, а на конно-жел. дор. и подъ рельсы главныхъ путей. Эти Б . бываютъ дубовые, буковые, сосновые и еловые—размерами отъ 6 до 9 дм. толщ, и отъ 10 до 12 дм. ширины. Обыкно венно до укладки осмаливаются горячей смолой, если не были ранее пропитаны однимъ пзъ предохранительныхъ отъ г ш е н я составовъ. Для паровозныхъ жел. дор. верхняя плоскость Б . должна иметь паклонъ къ середине въ Vaoi Д конныхъ Б. обде лывается по профили жолобчатаго рельса.— 8) У п о р н ы й Б. состоптъ изъ двухъ металлпческихъ клинообразныхъ башмаковъ, соединенныхъ между собою железнымъ брускомъ; нижняя часть башмаковъ имеетъ углублеше, которымъ они на кладываются на я л о в к и рельсовъ. Такой упор ный Б . подкладываотся подъ колеса стоящихъ ва гоновъ на пути, имеющемъ уклонъ, для предупре ждения скатыванш. а л я Брусъ п р и в а л е н ы й—горизонтальный деревянный Б., окаймляюшдй судно вдоль борта, снаружи, на такой высоте, чтобы предохранить отъ повреждешл обшивку и бока судна при навалпван и на стенку набережной. Б р у с ъ равпаго сопротивления — въ строительной мехапнке, Б. такой формы, чтобы при изгибе его подъ в л ш и е м ъ нагрузки напря ж е т е мaтepiaлa во всехъ сечешлхъ было одина ковым^ напр., не больше допускаемая—А;, по роду матср1ала (для железа 7 кгр. на 1 кв. мм., для чу гуна 2,5 кгр., для дерева 0,7 и т. д.). Эта форма легко определяется на основаши теоретической за висимости наибольшая напряжешл отъ величины