
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
563 БЕЗБРАЧ1Е 564 пребывания сого епископа, который, однако, обя занъ давать ей содержаше. Хотя ни этотъ соборъ, ни последующее церковное законодательство не тре бовали отъ епископовъ монашества, однако, малопо-малу на Востоке стали избирать епископовъ исключительно изъ монаховъ. Кроме того, этотъ же соборъ подтвердилъ раэрешеше ^поднаконамъ, днаконамъ и пресвитерамъ, женившимся пе редъ рукоположешемъ, продолжать брачное сожийе съ женами, угрожая, вместе съ темъ, священнослужителямъ, вступившимъ въ бракъ после принятия священства, и епископамъ, продолжающимъ брач ное сожитие, лишешемъ сана. Императорсшя распоряжешя, на основанш чоихъ дети, прижитыя въ подобныхъ бракахъ, признавались незаконнорожден ными, побудили диакон овъ и свлщенниковъ всту пать въ бракъ до принятия священства. Такой обы чай съ течевиемъ времени получилъ обязательную силу въ Восточной церкви, где все священнослу жители должны быть женатыми, но но могутъ ни жениться на вдове, ни вступить во вторичный бракъ.—Въ Poccin до последняя времени это пра вило соблюдалось со всею строгостью; неженатый, иа;шачавишйся на приходское священнослужительское место, обязательво долженъ былъ вступить въ бракъ передъ рукоположешемъ, а вдовцы совсемъ не могли быть поставляемы. Въ старину строгость про стиралась до того, что овдовевппй священникъ или д1аконъ долженъ былъ постригаться въ монахи, иначе ему запрещалось свлщеннослужеше. Такое распоряжение было вызвано соблазнами, производи мыми нечпстоио жизнью многихъ вдовыхъ священно служителей, и дано было всероссШскимъ митрополитомъ св. Петромъ (XIV в.) и потомъ повторено мнтрополитомъ Фотнемъ (нач. XV в.) и русскими соборами (Московскимъ 1503, Стоглавымъ 1551 и др.). Московский соборъ 1667, хотя и призналъ это постановлеше практически полезнымъ, однако, от ветить его, какъ не согласующееся съ канонами Вселенской церкви. Впрочемъ, и после того овдовевише священнослужители должны были иметь отъ своего архиерея особое разрешеше на служеше, именно: священники—епитрахильныя граматы, а драконы—орарныя или постихарныя. Эти правила были отменены въ 1765 г. Съ 1869 г. закономъ раз решено поставлять въ беломъ духовенстве на свя¬ щенно служите л ьсшя степени и безженныхъ лицъ (т.-е. холостыхъ и вддвыхъ после перваго брака), если они совершенно известны епарюальному apxieрею своимъ усерд1емъ къ церкви и вполне безукориз ненною жизнью, прптомъ имеютъ отъ роду не менее 40 летъ. В ъ Л а т и н с к о й ц е р к в и первоначаль ный меры, направленный противъ брачной жизни духовенства, были приняты въ Испаши на Эльвирскомъ соборъ (303 или 309), постановлешями котораго было воспрещено диаконамъ, пресвитерамъ и еписко памъ брачное сожитие съ ихъ женами. Бъ письме папы Сирищя къ Гемерш, епископу Таррагоны (385), являющемся первою декреталпею, подлинность кото рой не подложить сомнешю, указано, что епископы, священники и ддаконы, не соблюдающие целомудгля, пе заслуживаюсь никакого снисхождения, такъ какъ необходимо лечить железомъ (ножомъ) раны, не поддаюнинлся другимъ лекарствамъ. Въ двухъ декреталпяхъ къ епископамъ руанскому Виктрпцш и тулузскому Экссуперш (405) Иннокентий I возобновнлъ вышеприведенное эапрещеше, угрожал за нарушеше его лишешемъ сана. Левъ 1 (443) и ГригорЮ Велишй (590—604) продолжали проводить взгляды своихъ предшественниковъ. Соборы Орангсшй (441), Арльсшй (442 или 452), Турскпй (461), Толедсшй (653 и 659) установили каноны, прово дящие съ полною последовательностью начало несо вместимости брачной жизни со святостью духовнаго сана. Наконецъ, обетъ -целомудрия сталъ обязатсльнымъ для свлщенниковъ, д^аконовъ и даже иподдаконовъ, чему подчинились, по крайней мере, оффициально, церкви всего Запада, эа исключешемъ Лом барды. Миланская церковь, опираясь на автори тета святого Амвроыя, своего патрона, одна по смела воспротивиться притяэашямъ Рима и держа лась до конца X I в. по отношению къ бракамъ духовенства техъ же правилъ, которыя установи лись въ Восточной церкви. Долгое время приходи лось папамъ бороться какъ съ самостоятельностью Ломбардской церкви, такъ и съ духовенствомъ дру гихъ странъ, которое, несмотря на папское эапре щеше вступать въ бракъ, продолжало жить по-ста рому. Много священниковъ открыто имели наложницъ, другие предпочитали вступать въ бракъ. Въ X и X I в. встречаются женатые священники и даже епископы не только въ Италш, но и въ Испанш, Гер маши, Франщи и Англии. Дунстанъ, арюепископъ кентерберШсшй (961 — 968), приказалъ женатымъ священникамъ разлучиться съ женами и заместилъ монахами должности техъ изъ нихъ, которые отка зались исполнить это прикаэаше; но эта мера не долго имела вл1яшб, и вскоре другой кентербсрйсшй арх1епископъ Ансельмъ долженъ былъ снова предписать Б. священникамъ всей Англш на местномъ соборе въ Вестминстере (1102). Въ 1018 г. Бенедиктъ V I I I добился на Павйскомъ соборе по становления, но которому дети духовныхъ, рожденныя свободными женщинами, становились церков ными рабами безъ права быть когда-либо отпущен ными; въ 1031 г. Буржсшй соборъ выработалъ въ томъ же духе целый рядъ каноновъ, отличающихся чрезвычайною строгостью. Того же взгляда на бракъ духовныхъ лицъ держался и Гильдебрандтъ, сумев ший склонить на свою сторону и въ этомъ отноше нии техъ папъ, которыми онъ такъ искусно руко водила После вышеукаэанныхъ меръ, направленныхъ противъ детей духовенства, последовали не менее стропя распоряжешя относительно женъ клириковъ. Левъ I X (1048—1054) издалъ «Constitutum de castitate clericorum*, по которому женщины, живушдя съ духовными лицами, признавались рабынями. Жолая возбудить въ народе негодоваше противъ свя щенниковъ, нарушаюшихъ обетъ Б., церковь объявила ересью то, что было лишь простымъ нарушешенъ церковной дисциплины, и стала называть такихъ ду ховныхъ «николаитами», приравнивая ихъ этимъ напменованиемъ къ сектаптамъ, преданнымъ анаееме въ первомъ веке. Николаю I I съ помощью возбуждевиой монахами толпы удалось смирить упорство миланской церкви; на духовенство ея на ложены были епитимий, архпепископъ же, въ знакъ своего смирения, долженъ былъ принять учасше въ соборе въ Риме, на которомъ было запрещено мирянамъ слушать литурпю, если ее служилъ священ никъ, имеющий въ домъ своемъ женщину (1059). Эти постановления были также подтверждены Александромъ I I (1059—1063), но на практике не имели большая значения, такъ какъ они не приводились въ исполнеше съ надлежащею строгостью. Гильде брандтъ,- сделавшись папою подъ именемъ Григо рия V n , въ 1074 г. созвалъ въ Риме соборъ, на которомъ прежний постановления, касаюшдяся Б. духовенства, были подтверждены и дополнены запрещешемъ входить въ церковь священникамъ, виновнымъ въ «блудодвянш» (fornicatio), каковымъ терминомъ одинаково обозначали какъ наложниче ство, такъ и бракъ. Григор1й энергично взялся за приведете въ исполнеше этихъ правилъ и съ целью