
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
559 БКЗБРАЧ1Е 560 ракаллы—въ государственную казну. Среднее по ложеше между неспособными (incapaces) и отцами (patres) занимали лица, для которыхъ вступлеше въ бракъ не считалось обязательнымъ; это такъ называемое personae exceptae, именно: мужчины моложе 25 и старше 60 лета, женщины моложе 20 и старше 50 летъ, а также родственники и свойственники завещателя до шестой степени. Вдова получала, по lex Julia, «вакационное время» (vacatio) срокомъ въ 1 годъ съ момента смерти мужа, а разведенная—6 мъсяцевъ съ момента развода; эти сроки были впоследствш увеличены по lex Papia, первый до 2 летъ, а второй до 18 месяцевъ. Всъ эти лица имели csolidi capacitas*, т.-е. могли получать полностью все отказываемое имъ по ду ховному завещашю, но не имели, однако, права на cpraemium patrum>. Кроме этихъ стеснительныхъ для безбрачныхъ и бездетныхъ постановлевШ, по римскому праву " количество законных! детой влияло также на взаимный права супруговъ. кото рые не могли наследовать другъ после друга более одной десятой части имущества умершая; по праву же «троедетства» (jus trium liberorum) предоставлялось супругамъ, имеющпмъ тропхъ илп более детей, завещать другъ другу столько десятыхъ частей, сколько они имели детей. Римсше императоры стали жаловать это право и лицамъ, но имевшимъ вовсе детей. Преследуя, повидимому, чисто-нравственныя цели, приведенный законъ не лишенъ былъ, .однако, и финансовая характера, такъ какъ значительная часть имуществъ, отнпмаемыхъ закономъ у неженатыхъ и бездетныхъ, по ступала въ казну. Въ этомъ финансовомъ характере закона мнопе видятъ и главную цель закона. Опре деляя последствия закона, Пухта, напр., пишетъ следующее: «Если мы спросимъ, какую пользу при несли эти законы, проведенные съ такимъ большимъ трудомъ,—то для насъ будетъ ясно, что главнЬйишя намерения Августа, которыя, допустимъ, были бли жайшей его целью, не достигнуты. И это не можетъ казаться страннымъ, когда дело идетъ о столь внешнихъ и отчасти оскорбляющихъ нравственное чувство средствахъ уничтожешл зла, такъ глубоко коренившаяся въ умахъ. Поощреше семейной жизни и нравственности? Немногие были столь добродушны и легковерны, чтобы смотреть на дело съ этой точки зрешя. Поддержка финансовъ, обо гащение apapiyMa—вотъ о чемъ думали, и эту пользу упомянутые законы действительно принесли. Но какою ценою? Давление сверху сделалось чув ствительнее; привлекаемые наградами, обещаемыми закономъ, шшопы проникали въ семейную среду и стерегли имущества для того, какъ замечаетъ съ злою насмешкою Тацнтъ, чтобъ государство, какъ законный и высший отецъ, могло воспользоваться нмешлми, подлежащими фиску. Къ тому же законы эти вторгнулпсь съ такимъ громаднымъ числомъ пронзвольныхъ определен!й въ столь важную часть права, что требовалось все искусство римскихъ юристовъ, чтобъ ввести ихъ въ противоречащую имъ систему национальная права и, вместе съ темъ, насколько то возможно было, сохранить при рожденную чистоту его, столь долго омрачаемую разбираемыми нами законами». Въ виду этихъ неудобствъ, все эти стеснительный по отношению къ безбрачнымъ и поощряюшня къ вступление въ бракъ меры были одна за другой отменены императоромъ Константиномъ Великимъ и его преемниками подъ влшшемъ той реакции въ пользу В., которая про изошла съ тЬхъ поръ, какъ господствующей религией стало хриспанство. Но этотъ _ новый религиозный вэглядъ на В., въ томъ смысле, какъ понимала его хр испанская церковь, покоился на основашяхъ, совершенно противоположныхъ политико-юридиче скому взгляду римлянъ. Ветхий Заветъ придержи вался принципа, вытекающая изъ словъ, высказанныхъ по сотворенш человека: срастите и размножайтеся и наполняйте землю» (Бытае, I , 28). Вся ncTopifl евреевъ указываетъ намъ, что бракъ счи тался у нихъ состояшемъ почетнынъ и обязатель нымъ для всехъ и каждаго, и согласно этому на Б. и бездетность всегда смотрели съ преэрениемъ. Священники не только не должны состоять въ В., но, напротивъ, санъ ихъ могъ быть передаваемъ лишь дътямъ ихъ. Въ противоположность этому въ Новомъ Завете встречаются указашя, которыя должны были привести христианъ къ заключению, что Б. несравненно выше брачная состояшя. Хрпстосъ говорилъ (Мате., гл. А1Х, 11—12): «не все вмещаютъ слово cie, но кому дано. Ибо есть скопцы, которые изъ чрева матернлго родились такъ; и есть скопцы, которые оскоплены отъ людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для царства небесная. Кто можетъ вместить, да вме стить». Въ порвомъ послаши къ коринеянамъ св. Павелъ, отвечая на предложенные ему вопросы, пишетъ (гл. YII): «хорошо человеку не касаться женщины. Но во избежание блуда каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа (1—2)»... «но каждый имеетъ свое дарование отъ Бога: одинъ такъ, другой иначе. Безбрачнымъ же и вдовамъ говорю: хорошо имъ оставаться, какъ л. Но если' не могутъ воздержаться, то пусть лучше вступятъ въ бракъ, нежели разжигаться» (7—9). «Неженатый за ботится о Господнемъ, какъ угодить Господу, а женатый заботится о MipcK-омъ, какъ угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: не замужняя заботится о Господнемъ, какъ угодить Господу, чтобъ быть святою и теломъ и духомъ: а замужняя заботится о MipcKOMb, какъ угодить мужу» (32—34) и «выдающий замужъ свою девицу поступаетъ хорошо; а не выдающий поступаетъ лучше» (38). Эти слова показываютъ, что апостолъ склонялся на сторону В., главнымъ образомъ, въ силу того, что оно позволяете обрекшимся ему все цело предаваться духовной жизни, нисколько не нуждаясь заботиться о делахъ Mipa сего съ целью нравиться жене или мужу. Однако, апостолъ Па велъ проповедуетъ лишь такое В., которое пред полагаете наличность спокойнаго духовнаго цело мудрия, лишенная всякихъ чувственныхъ похотей; наконецъ, такое Б. представляется особой Божьей благодатью, которою одарено лишь не большое число избранныхъ. Ни одинъ изъ приведенныхъ выше текстовъ не содержите въ себе положительнаго требовашя В., но нельзя не за метить, что все эти указашя направлены къ тому, чтобы представить безбрачное состояше въ самомъ идеальномъ свете. Это воззрение на Б. въ первыя же времена христианства и побудило немалое число верующихъ посвятить себя воздержанию. Уже въ письме Игнатия (ум. между 107—115 гг.) къ Поли карпу первый хвалилъ целомудренныхъ, предпи сывал имъ, однако, не ставить себя поэтому выше своего епископа, который, по всему вероятию, имелъ жену. Аеинагоръ въ своей сПреа^&а rcepl тшч ypi5Tiava>v» (написанной въ ковце 176 г.) говорить о техъ, которые стареются въ Б. съ целью жить въ более гвеномъ общеши съ Богомъ. Наиболее рельефнымъ проявлешемъ той силы, съ которою распро странялось въ первые века христианства учеше о богоуядности безбрачной жизни, служить, съ одной стороны, фанатизмъ Оригена, съ другой—похвала девственности, заключающаяся въ ддалогв, оза-