
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
555 БАБЕФЪ—БАБИЗИЪ 556 ведетъ къ равенству въ пользоваши землей. Статьи и брошюры Б. носили назвашя: «Мани феста плебеевъ», «Все люди равны» и др. Во время республики Б . принялъ имя Гракха, подъ каковымъ онъ остался въ исторш (Гракхъ Бабефъ). Посль* п а д е т я Робеспьера Комитета Общественной Безопасности сделалъ постановлеше объ аресте В.; 12 февраля 1795 г. онъ былъ арестованъ и заключенъ въ Аррасскую тюрьму, но 12 сентября 1795 г. освобожденъ въ силу амнистии. Вместе съ некото рыми друзьями Б . основалъ тогда клубъ Пантеона, въ который вступило до 4000 чел. Это былъ первый клубъ, пмевппй сощалпстическую программу. Б . произносилъ здесь энергпчныя ръчи противъ богат ства п богатыхъ, а также протпвъ правительства. 29 февраля 1796 г. Директор]я постановила закрыть клубъ; въ ответь на это его главари (Б., Антонелль, Марешаль, Лепеллетье и др.) хновали «тайную директорш общественнаго спасешя», деятельно под готовлявшую возсташе въ целяхъ захвата власти. Въ апреле 1796 г. появился памфлета: «Надо ли пови новаться конституции 1795 г.», несколько позднее— «Манифеста раввыхъ», написанный Марешалемъ, съ которымъ Б . не вполне былъ согласенъ, и книжка: « У ч е т е В.», написанная не имъ, но выражавшая, по его признанно, его идеи. Вотъ эти идеи: 1) природа дала всемъ людямъ одинаковое право пользоваться всеми благами; 2) цель общества—защищать это ра венство отъ посягательства сильныхъ и злыхъ и совместно, трудомъ всехъ, умножать общее благо; 3) природа возложила на всехъ обязанность работать; уклоняться отъ этой обязанности преступно; 4) трудъ и пользоваше его плодами принадлелсата всемъ; 5) где одпнъ изнемогаетъ подъ бременемъ непосильнаго труда и лишенъ всего необходпмаго, а другой утопаетъ въ излишестве, ничего но делая, тамъ на лицо н а ы ш е ; 6) всяшй, присваивающей себе исключительное право па пользоваше плодами земли и промышленности, совершаетъ преступлеше; 7) въ пстпнномъ обществе нътъ места ни богат ству, ни бедности; 8) богатый, не отрекаюпцйся отъ избытка въ пользу непмущпхъ, ость врагъ на рода; 9) никто не въ праве, путемъ накоплешя средствъ, лишать кого-нибудь необходпмыхъ для достижешя счастья знанШ; знаше должно быть об щимъ достояшемъ; 10) цель революцш—унпчтожешо неравенства и достижеше общаго счастья; 11) революш'я не закончена, такъ какъ богатые захватываютъ въ свои руки все богатства и поль зуются исключительнымъ вл1яшемъ надела страны, бедные работаюта какъ настоящее рабы, терпятъ нужду и лишоны всякаго вл1яшя въ государ стве; 12) конститущя 1793 г. есть, действи тельно, законъ для всехъ французовъ, и народъ съ радостью приметь ее.—Въ мае 1796 г. общество было предано шшономъ Гризелемъ, проникшимъ въ его члены; его участники, въ томъ числе п В., были арестованы. Прпговоромъ суда они были при знаны виновными; Б . и Даржэ гильотинированы 27 мая 1797 г., Буонаротти и друпе отпра влены въ ссылку. У ч е т е Б . известно подъ име немъ б а б у в и з м а . Оно занпмаетъ очень вид ное место въ исторш сощализма, принадлежа къ одной изъ его утопическихъ системъ, возлагавшихъ надежды, съ одной стороны, на захватъ власти пу темъ заговора, съ другой—на просвещешо, благо даря которому люди поймутъ выгодность социали стической системы и примутъ ее. Сочинешя Б. никогда не были переизданы; небольшое извлече т е изъ нихъ въ брошюре А. Т о м а , «Бабефъ, Учеше равныхъ» (перев. Стеклова, СПБ., 1907).— Кроме общпхъ сочинешй по исторш французской револющп и по исторш сощализма, ср.: B u o n a r o t t i , «Conspirationpourregalit6, dite de Babeuf, suivie du proces auquel elle donna lieu et des pieces justificatives» (Брюссель, 1828); F i e и г у , «Biographie de Babeuf, ё^Дев r6volutionnaires» (Лаонъ, 1849); A d v i e l l e , «Histoire de Babeuf et du babouvisme» (П., 1884): E - o b i g u e t , «Buonarotti et la secte des 6gaux» (1910); E. Т а р л е , «РабочШ классъ во Францш» (1911, т. I I , стр. 503 и сл.). В. В—въ. Б а б н я м ъ , замечательное релипозное дви ж е т е , возникшее въ Персш несколько раньше середины X I X в. п пр1обретающее теперь последо вателей даже въ западномъ Mipe, преимущественно въ Северной Америке. Возникло оно изъ идеи о перюдпческомъ воплощенш Божества и о грядущемъ мессш-махдш, обновителе релипи. Подобный идеи изстари проявлялись среди крайнихъ шштскпхъ толковъ (напрпм., въ исмаилпзме, см.) и вообще не угасали въ мусульманскомъ Mipe, въ частности въ Персш, хотя каноническпмъ, господствугощимъ исповъдашемъ отвергались. Среди дервишей-суфевъ (см.) оне нашли выражеше къ на чалу X I X в. въ толке «шейхи» (о немъ см. A. N i colas, «Essai sur le chelkhisme», т. I , П., 1910— 1911); но оне не давали толчка къ созданш новой релипи, пока въ кругъ «шейхи» не попалъ вдохно венный и талантливый юноша-шпраэецъ (южный персъ) Мохаммедъ АлШ (род. около 1820 г.). Онъ провозгласплъ себя воплощешемъ божества, вратами («баб») божественнаго откровешя для людей. У ч е т е его имело успехъ во всехъ концахъ Ирана. Обыч ный, выродпвппйся исламъ, съ его фанатичностью, обрядовымъ формализмомъ, клерикальнымъ ретроградствомъ, получилъ со стороны Баба полное осуждеше. Противъ обветшавшей и заскорузлой ре липи духовенства (улемовъ) Б . выставилъ очищен ную форму веры, где не подавлялось двиясете впередъ, къ прогрессу, къ реформамъ, где проповедывалась не ненависть къ гяурамъ, а братство всехъ народовъ. Въ у ч е т е Б. вмешивался и со циальный элементъ: братство должно царить и среди всехъ классовъ общества, все должны быть уравнены въ правахъ, въ благосостоянш. Равны и женщины съ мужчинами: несправедливо отнимать у нихъ почетное место въ семье п въ обществен ной деятельности, не къ чему пмъ ходить въ фаг тахъ, съ закрытыми лицами. Впоследствш, уже не въ Ширазе, а въ северной Персш, одна красивая и талантливая девушка Коррет-аль-айнъ («Отрада очей») явилась ревностной и успешной евангелист кой идей В., пока не была сожжена въ Тегераве. Самъ Б. былъ разстреллнъ въ Тебризе (шль, 1850 г.); тогда же новый шахъ Насыреддинъ (1848 — 1896) произвелъ массовыя истреблешя бабидовъ, да и всю жизиь упорно преследовалъ пхъ. Съ техъ поръ бабиды (а ихъ теперь насчитываюта въ Персш кто — одпнъ миллшнъ, ктб—три, т.-е. почтп */з населешя страны) прину ждены на своей родпне таить свою веру; часть пхъ выселилась въ соседшя страны. Приветливо они были приняты Росшей; въ Асхабаде у нихъ есть храмъ. Главные апостолы Баба бежали въ Турщю. Но тутъ среди нихъ пропзошелъ расколъ. Бехауллахъ, любимый ученикъ В., поселивппйся въ Адр1анополё, почувствовалъ себя въ 1860-хъ гг. новымъ месией, для котораго самъ Б . былъ лишь предтечей, какъ 1оаннъ Креститель для Incyca. Громадное большинство бабидовъ признало Бехауллаха своимъ руководптелемъ. Споры его съ не согласившимися заставили турецкое правитель ство выселить Бехауллаха въ Палестину, въ г. Акку, и съ техъ поръ Акка духовный центръ