
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
545 БААДЕРЪ 546 Однако, творете природы Богомъ происходить не непосредственно, но черезъ посредство третьяго изначальнаго бьтя—вечной М у д р о с т и плп И д е и (Софш), которая есть какъ бы первая форма пзшедшаго пзъ Бога С л о в а . Она же есть то, что можетъ быть названо духомъ вь строгомъ смысл* слова. Б о г ъ , м у д р о с т ь и в е ч н а я п р и р о д а составляютъ три изначальныя и в*чныя потенщи всего м1роздашя, въ отлпч1е отъ природы, сотво ренной во времени и отъ человека. Человекъ зани маешь въ мфоздаши совершенно особое положеше, будучи, после Бога, единственнымъ существомъ, соединяющимъ въ себе духъ и природу. Если Мудрость илп Идея есть посредствующее между Богомъ и природой въ порядкё творчества, то человекъ есть посредствующее звено въ порядке отражешя въ Богъ созидаемой Имъ природы. Человекъ созданъ по подобш Бога именно въ томъ отношеши, что заключаете въ себе духъ и при роду. Онъ же есть образъ Бога въ томъ смысле, что въ немъ Богъ видитъ свое наиболее полное от-^ ражеше. Человекъ въ природе есть не Mi%p6-/.ocp.oc, какъ его- часто называютъ, а Mi*p<#eo;. Все сотво ренное Богомъ, имея въ себе импульсы полученныхъ отъ Бога формирующихъ силъ, можете нахо диться въ четырехъ мысли мыхъ состояшяхъ: 1) въ свободномъ,.несвязанномъ состояшй силъ и эле ментовъ, хотя и верныхъ еще формирующему прин ципу, но потенддально заключающпхъ въ себе дисформащю пли расколъ; 2) въ ф и к с и р о в а н н о м ъ состояшй нормальнаго творчества (Forma tion); 3) въ состоявш, переходномъ къ д н е ф о р м а л и, и 4) въ ф и к с и р о в а н н о м ъ состоя шй дисформацш. Всь эти состояния получили въ Mipe действительное осуществление. Первое со стоите есть состоите невинности всего сотворен н а я , включая сюда и человека; во второмъ состоя шй находятся преодолевшее первое искушен1е ан гелы, въ третьемъ—человекъ после падетя, имею щей еще все возможности для возстановлстя, и въ четвертомъ — д1аволъ. П а д е т е человека, со стоявшее, по В., въ томъ, что онъ подпалъ подъ власть природы, т.-е. впалъ въ чувственность, кореннымъ образомъ изменило всю его природу. До п а д е т я онъ соединялъ въ своемъ единстве какъ мужское, такъ и женское начало (андрогинъ). Подпавъ подъ чувственное вл1*яше низшей природы, онъ погрузился въ сонъ, во время котораго Богъ разъедпнилъ находившаяся въ немъ въ слитномъ состоял in два начала, и создалъ женщпну, какъ равное ему по достоинству существо (этимъ было предупреждено еще более глубокое п а д е т е чело века, въ силу влечетя къ низшей природе). Паде т е человека обусловило коренное пзмънеше всего впдимаго Mipa, м1ровую катастрофу, сделавшую небо п землю неузнаваемыми. Первоначально была одна лишь земля и одно небо, какъ это и говорится въ первомъ стихе книги Б ь т я . Но уже второй стпхъ относится, по Б., къ послекатастрофическому состояшю; только тогда земля стала одною пзъ звездъ. Это была уже совсемъ не та земля, какъ до п а д е т я человека; первая была полна жпзни, вторая (т.-е. после катастрофы) была безводна п пуста. Какъ п Бёме, Б. считаете, следовательно, разсказъ книги Б ь т я о сотвореши Mipa относящимся къ позднейшей эпох*, къ эпох* возстановлешя и возрождения природы отъ происшедшей катастрофы. Гръхопадеше человека въ раю понимается Б . лишь какъ отражеше въ чувственномъ, пространственновременномъ Mipe, того п а д е т я , которое принцишально было совершено человекомъ во вневременпомъ порядке. Съ погружением* человека въ чувНооыи Эпциклопедическш Словарь, т. I V . ственный Mipb его роль въ мхроздашп существевно изменилась. Отныне его задачей становится возстановлеше потерянной связи съ Богомъ п всей види мой природой. Вся космическая жизнь и HCTopiu человечества есть долий и мучительный путь этого возврата. То, что было потеряно сразу, можетъ быть возстановлено лишь по частямъ. И вся раз дробленность этого Mipa, погружеше его во времен ный процессъ есть лишь выражеше благой сплы Бога, остановившей этимъ Mipb отъ окончательной гибели, какъ бы удержавшей его на краю пропасти. Здесь, по В., божественная мудрость поступила по принципу «divide et i m p e r a » . Сущность возстановительнаго процесса въ природе и человеке пони мается Б . какъ оформливаше слепой воли б ь т я . Воля, по В., есть какъ бы духовный матер1алъ или энергия б ь т я . Духъ есть оформленная воля. По скольку человекъ подчиняется и отдаете себя Богу, онъ возвращаете Богу п все те элементы природы, которые онъ себе подчинилъ. Человекъ есть работникъ для Бога именно въ томъ смысле, что онъ долженъ ассимилировать и претворить волю матер1альнаго б ы т (своего тела и всей среды) в ь формы своего духа, для отдачи всей этой ду ховной энерпп въ м1ровую сокровищницу — мнстетумъ Бога. Въ течеше всей своей жизни че ловекъ представляете какъ бы горнило, перепла вляющее извращенную и атомизировавную волю окружающей среды въ объединенную и благую волю. Последнимъ моментомъ исполнеши человекомъ сво его назначешя является отдача Богу себя, какъ индивидуалиэировавной воли. Человекъ не могъ бы исполнить возложенной на него задачи безъ по мощи Бога. Эта помощь и оказана была людямъ воплощешемъ на земле Сына Бож1я, «взявшая на себя грехи Mipa». Въ контексте релипозныхъ воззрешй Б . это евангельское выражеше понимается гораздо конкретнее, чемъ это свойственно обыч ному богословскому мышлешю. Грехъ, по воззре нию Б., не есть лишь нарушеше закона въ сфере духовной и MaTepiajibHofl природы человека, но представляетъ собою духовную и матереальную энерпю, имеющую и самостоятельное существова ше. Грехъ можете входить въ человеческое суще ство, выходить изъ него, расти и размножаться—п, наоборотъ, уничтожается человеческой волей. Вся кое подавлеше греха уничтожаете его силу но только въ данномъ конкретномъ обнаружен!и, но п пресекаете его невидимое распространеше въ Mipe. Особенно действенной является въ этомъ отношеши релипозная жертва, весь смыслъ которой—въ испепелеши греха, въ освобожденш связанной пмъ жизненной силы. Вообще человеку недостаточно самому уклониться отъ зла: онъ долженъ путемъ жертвы, т.-е. незаслуженнаго, сознательно приня т а я страдашя уничтожать силу живущаго въ Mipe греха «и низвергать его въ царство теней Оркуса, какъ безеильную тень». Только при такомъ понимашп и исполнеши своей задачи человекъ де лается достойнымъ сотрудникомъ Бога. Б . разли чаете три ступени въ исполнеши человекомъ своей релипозной миссш. Первое требоваше Бога со стоитъ въ томъ, чтобы мы были Его послушными орудиями (Werkzeug); затемъ Онъ поднимаете чело века до степени своего соучастника (Mitwirker, Organ) и, наконецъ, делаете изъ человъка свобод н а я агента своей воли (мастера, посланника). Д1аволъ пдетъ въ этомъ отношеши обратнымъ путемъ: сначала ставите человека передъ собой какъ ма стера (Мефистофель въ роли пуделя), далее подни маете себя до соучастника и, наконецъ, превра щаете человека въ свое ортд!е. Подобпымъ же 18