
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
145 АПЛАКОФОРЫ—АиЛОДИСМЕНТЪ А п л а к о ф о р ы (Aplacophoras. Solenogastres), десственна съ А. органа, хотя порядокъ и число отрлдъ моллюсковъ, принадлежащей къ классу А т - клавишей (въ октаве) у этихъ инструментов! оди phineura (см. Амфннейры), называемый также же- наковы. А. клавишныхъ инструмеитовъ имеетъ до лобобрюхимп (см.). вольно длинную ncTopiro. В ъ ' Х У Ц в. и начале А п л а н а т и ч е с ш н (*реч.), неизменяемый, не X Y I I I в. до I.-C. Баха при игре на клавесине уклоняющейся.—А. с т е к л а , см. Оптичесшя стекла и органе применяли, главнымъ образомъ, среди] с (сферическая аберращя). пальцы (2-й, 3-й, 4-й), а большой палецъ и мизиА п л а н о г а м е т а , такъ называются неподвиж нецъ почти совсемъ не употреблялись. Въ по ный коприруюпцл клёточки у некоторыхъ водо следующая времена, кончая первыми десятилетиями рослей (д1атомовыя водоросли, конъюгаты, см.). Эти X I X века, сталп пользоваться и крайними паль клеточки остаются одетыми оболочкой , апланога- цами, но только на белыхъ клавпшахъ. Наконецъ, метанпя (см.). шанисты новейшей школы, после Листа, Бюлова, А п л а п о г а и е т а п п й , клеточка, содержи Таузпга, окончательно эманцпппровались отъ ста мое которой превращается въ апланогамету (см.). рыхъ запрещешй, игнорируя неровности клав1атуры А п л а н о с п о р а , неподвижная спора, образо (различие между черными и белыми клавишами) и вавшаяся путемъ отставашя отъ оболочки содержи- давъ полную свободу большому пальцу и мизинцу. маго производящей клеточки. Вокругъ этого содер- Впрочемъ, такая свобода А. по плечу однимъ лишь лснмаго появляется затемъ новая оболочка, чемъ и вполне эакрнченнымъ впртуозамъ, и начинающему заканчивается образоваше А. шанисту едва ли молсетъ принести пользу уклонеА п л а ц е п т а р п ы я (Aplacentalia), такъ на Hie отъ пзвестныхъ традищонныхъ пр]емовъ А. зываются животныя, не имеюшдя последа или пла Для обозначешя А. употребляются цифры отъ 1 до 5 центы (placenta), т.-е. сплетешя зародышевыхъ со- включительно (большой палецъ—1-й, мизипецъ—5-й), судовъ, соединяющихъ тело зародыша со стенками кроме Англш, где большой палецъ означается матки. Сюда относятся изъ млекопитающихъ только крестикомъ +1 цифра 1 отвечает! указатель Monotremata и сумчатыя, все же остальныя ясивот- ному пальцу, 2—третьему и т. д. Для фортешанныя принадлежать къ плацентарнымъ (Placentalia). ной А. существуетъ рядъ руководствъ и noco6in\ А п л с р б с к ъ (Aplerbeck), сел. въ прусской Таковы, напр., L . A d a m , «M6thode ou principe провинщй Вестфалш, въ Арнсбергскомъ округе. е-ёпе>а1 de doigtde* (1798); 0. K l a u w e l l , «Der Железоделательные, чугунолитейные и рельсопро Fingersatz im Klavierspieb (1885); M i c h el s e n , катные заводы, каменноугольный копи; 10 О О жит. «Der Fingersatz beira Klavierspieb. О А п л е ч е е в ы (въ старину и 0 п л е ч е е в ы), АпликапДоппая или прикладная р а дворлнсшй родъ, восходлнцй къ началу ХУП века б о т а , родъ украшешй для тканей, причемъ нзъ и записанный въ V I ч. родословной книги губ. Новго другой матерш выреэанныя украшешл нашиваются родской и Саратовской.—П е т р ъ А н д р с е в и ч ъ А. цепной или другой красивой строчкой, а иногда и (род. въ 1769 г.) занимался переводами для печати. раскрашиваются. Часто присоединяются еще къ А п л и з т (Aplysiidae), семейство моллюсковъ этому вышитыя плоской строчкой завитушки и изъ отряда заднелсаберниковъ (Opistobrancbiata). узоры изъ шелковыхъ и эолототканиыхъ шпурковъ, Раковина А. внутренняя, прикрытая складкой ман мозаичныя вставки пли нашивки изъ колен и парчи. ии, часто рудиментарная или совершенно отсут Особенна™ процветашл А. работы достигли въ ствующая. Голова съ парой губныхъ и парой заты- X Y I в. въ Италш и Испаши въ прпмепешн къ лочныхъ придатковъ, имеющая форму уха. Нога церковным!одЬяшимь,—См. L i p p c r h e i d e . < 1 Из ; длинная, образуетъ 2 болышя боковыя лопасти и dekorative Kunststickereb (1890—95). хвостъ. Около 100 видовъ А. встречается въ раз А п л и к а щ о и п ы я нлп напоспыл, прнпарличныхъ моряхъ, преимущественно теплыхъ. Могутъ ныл, верховыя к р а с к и , так! называются въ кра ползать, а таклее и плавать при помощи боковыхъ сильном! деле те краски, которыя пе осаждаются складокъ ноги. Наиболее известный представитель па волокне, но паноелтея без! всякой протравы, Aplysia depilans, см. Морской заяцъ и рис. 8 на въ готовомъ, нерастворимом! состолпш съ по табл. I I I къ статье Моллюски. мощью клеевого вещества. Сюда принадлежать А п л п к а т у р а , употреблеше техъ или дру ультрамарин!, швейнфуртскал зелень, хромово-жолгихъ пальцевъ при игре на музыкальныхъ инстру- тая краска и некоторые цветные лаки, которые мептахъ. Целесообразный выборъ пальцевъ при этомъ паноелтел на ткань, смешаппые чаще всего съ обусловленъ частью строешемъ руки, частью устрой альбумином!. А п л и к а щ о п п ы л ш к о л ы (франц. бсоствомъ ипструментовъ. А. на смычковыхъ ипструментахъ усложняется применешемъ такъ иазываемыхъ Ics d'application), выcшiл воепныя школы для спе позицш, т.-е. различныхъ пололсешй левой руки на циалистов! в ! некоторых! государствах!; такъ, грнфЬ инструмента. Особенно проста А. при игре на напр., во Францш А. школа генеральпаго штаба медныхъ духовыхъ инструментахъ, благодаря не (nlcole duplication d'6tat major) находится въ большому числу клапановъ (вентилей, пистоновъ и Париже; подобная лее школа артнллерш и ниженот. п.), позволяющему обходиться при игре пальцамп ров! находилась ранее в ! Меце, с ! 1871 г. нахо одпой руки. Слолшее и труднее А. на деревянныхъ дится В ! Фонтенбло; школа кавалерш—въ Сомюре. духовыхъ инструментахъ, такъ какъ число боковыхъ А п л и к е , см. Накладное серебро. отвЪрстШ и закрывающих! ихъ клапановъ у нихъ А п л и т ъ , мелкозернистый жильный гранить обыкновенно больше числа пальцевъ на обепхъ ру съ неболышшъ содерлсашемъ белой слюды—муско ках!, вследств1е чего один! и тот! лее палецъ при вита. Жилы А. прорезывают! не только гранитные ходится на несколько разныхъ клапановъ и звуко массивы, по иногда и осадочныя породы (см. гранить). вых! отверстШ, а в ! иных! случаях! один! клаА п л о д и с м е п т ъ , апл о д и р о в a n i е (лат. панъ прижимается разными пальцами. Особенной applausus, plaudere, хлопаше в ! ладоши), такъ сложностью и разпообраз1емъ отличается А. клавиш называется одобреше, выражаемое рукоплеска ных! инструментов! (фортешано, орган!, гармо- нием! при разлпчнаго рода зрелищах! и предсташумъ, челеста и т. д.), представляющая известный влешлх!, даваемых! на сценах! и аренах!, а рав различш^въ зависимости отъ характера инструмен- ным! образомъ речамъ ораторовъ въ собрашяхъ. товъ и игры на нихъ. Такъ, А. фортешано не то- Начало А. относится къ древнему Риму, возведшему а