
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
623 А Н Ш Й С К А Я ЛИТЕРАТУРА 624 дують поэзш времени королевы Елизаветы. Книги Газлита: «Характеры Шекспира», «Елизаветинские драматурги», «Аиглпйснне комические писатели», не утратили значения до сихъ поръ. Де-Квипси на почвй журналпзма сум-Ълъ создать особый впдъ литературы. Его лнчпая жизнь известна намъ бла годаря его «Автобшграфип» и «Признаниям* потре бителя ошума». История литературы, этот* про межуточный род* между историсии и литератур ной критикой, именно въ этотъ першдъ создаетъ пптересъ къ жизни великихъ писателей. Таковы классичссипя книги Лоисгарта—«Жизнь Вальтера Скотта» (1837—1838), Мура—«Жизнь и переписка Байрона» (1830); за ними следуетъ знаменитая «Жизнь Мильтона» Массона (1859). ^ Этотъ родъ литературпыхъ произведений въ Англш пользуется успёхомъ п вне среды эрудитовъ; книжный рынокъ требуеть и теперь пхъ появления для самой шпрокой читаюидей публики. VII. Время королевы Викторш и Эдуарда TI1 (1840—1910). Маколей говорплъ въ середппе века: «не надо намъ розовыхъ кустовъ и закона о бедныхъ; дайте намъ паровыя мапипны н независи мость^,—и думалъ, что этпмъ будетъ все достигнуто. Но Карлейль держался другого взгляда; его отвётъ: «Laissez faire, спросъ и предложеше—право, устали мы отъ всего подобнаго». Т а к * скрещиваются два мииешя, проходлщиЯ черезъ всю А. литературу второй половины X I X в. Чартистское двпженн'с, отмена хлебныхъ пошлинъ, новый законъ о выборахъ, уничто жений таможенныхъ тарифовъ были последнимъ резулътатомъ ycn.iifi а н ш й с к о й паннш, еще въ X V I I I в. научившей человечество любить полити ческую свободу и уважать среднее сословий. Но вотъ явилось нечто новое: рабочее д в и ж е т е . Карлейль одинъ изъ первых* попял* все его значеше. Если Маколей договаривает* старую сказку а п ш й с к о й нсториЯ, то Карлейль заводит* другую, более новую, развязка которой еще въ будущемъ. Подъ «розо выми! кустами» Маколей разумелъ романтическую любовь исъ пейзажу и сельскохозяйственному строю и жизпи, испуганную исходомъ нзъ деревень, фабри ками и новой промышленной горячкой. «Закон* о бедных*» означал* въ его глазах* средневековой приход*, по-своему, нсунелюжс, н а релипозной почве старавшийся разрешить сощальпый вопросъ. Середина X I X в.—время, полное надеждъ: покон чено, наконсцъ, со всякой реставрацией. Эти на дежды и выражаются въ политико-экономической и формуле: laissez faire. Манчестерская экоиюмнка признала безошибочными те законы развития, исоторые породили се. Английская фплософнЯ того времени, каисъ она выразилась въ системе Джона-Стюарта Милля, строилась на научной, опытной логике, завер шившей систему Бэкона, и па научной психолопп, развившей дальше точку зрешя Локка, вплоть до иозниисновеши э к с п е р и м е н т а л ь н о й п с и х о л о r i n Бэна, Льюиса н Снджвика. Возведенный Вента ми м*въприпцнпъ у т и л и т а р п з м ъ , который фран цузский энциклопедисты понимали а-моральпо, сталъ счиитаться такимъ жо безеознательнымъ и безошибочнымърегуляторомъ морали, какъ законъ laissez faire— въ экономиической области. «Утилитарпзмъ» Милля и его разборъ «Философи'ии Гамильтона» (1858—65) вы зывают* только слабоевозражения Томаса Грина, осно вателя так* назыв. э т и ч е с к а г о д в и ж е ш я . Суицественно новое, съ точки зрения а н ш й с к а г о позитивнаго мышления, вносить основанный Спенсеромъ, на началахъ «Происхождения впдовъ» Дарвина (1859). «эволюцшнизмъ». Грандиозное философеисое здашо^ возведенное Спенсеромъ, подводить подъ принципы laissez faire новый фундамент*. Фундамент* этотъ Сииснсср* назвал* о п и с а т е л ь н о й соц1олоr i e f i и заложил* в * «Социальной статшеё» (1850), своем* первомъ труде. Это—наука о чоловеисе, антрополопя, пользующаяся сравнительнымъ методомъ, чтобы определить закономерность основныхъ культурно-нсторпческихъ иироцессовъ. Сюда же отно сятся книги Тайлора: «Изследоваше ранней ncropiii человечества» (18G5) и переведенная на все языки/ «Антропология» (1881), а также «Доисторическая культура» Леббока (1865). Антропология стала предмотомъ особаго интереса въ Англш и подъ влиянием* и все развивающейся литературы путешествШ. Сочн нешя Лпвпнгстона объ Африке и его драматический прпислюченнЯ въ свое время занимали умы всех* образованныхъ людей Европы. Рядомъ съ изучешемъ первобытной культуры у дикарепп, то же самое поновому применяется и к* культурным* народам*. Уже работы по древне-аншйспсоии: истории Стеббса проникнуты тбмъ м;е духом*. Англия создаетъ на почве подобныхъ умственныхъ запросовъ особую литературу, иначе разбиираиощуюся въ той стари иие nonipifi, обычаевъ и сказаний, что влеисла к* себе и романтиков*. Эта наука—ф о л ь к л о р ъ. Роман тиков* в * подобныхъ работахъ увлекали воэсоздаHie «живой старины» п мнеологиЯ; теперь увлекаеть антропология. Систематизатором* этой от расли ея становится Андрыо Лангъ, въ своей книге «Обычай и миеъ» (1884). Таисова та умственпал об и становка, при которой выросло величественное здаше «Основъ соцшлогш» Спенсера. Наскольисо спенсеровская фнлософиЯ есть именно фундамент* къ жизненному зданию манчестерской политической э H о п о Mi и—это видно пзъ его книги «Политический i учреждения» (1882). Спенссръ видит* угрозу какогото беэпорядка, каисого-то бедствн\я въ попытках* перестроить производство и потребление на новыхъ началахъ. К а к ъ бы ни развивались они дальше, современные ихъ устои Спенсеръ прнзнаетъ разумно существующими. Съ появлешемъ спенсеризма вновь наступает* фиилософская гегемония Англш. После сенсуализма, чувствительности и копстнтущонализма X V I I I в., после байронизма первой четверти X I X в., въ трели разъ шлетъ АнглиЯ н а контппентъ создашл своего гения. И на этотъ разъ на исонтинепте англШския мысли были попятьи своеобразно. Пози тивизм* н а континенте понимают* какъ победу свободомьнЫя: а н ш й с ю й умъ иное вычптываетъ и нзъ отиерытий дарвинизма, и пзъ «Первыхъ основъ» Спенсера. Учеппковъ а н ш й с к о й мысли удивило, когда даже такой паладпнъ дарвинизма, какъ Гскслн, оказался гораздо менее свободомыслящим*, чем* это предполагали. Бииблейское наслед1е пури танизма унЕивается въ Англш рядомъ съ положи тельным* знашемъ и либералиизмом* въ политике. Лучншй тому приимеръ—велиисий предводитель вигнзма Гладстонъ. Оттого въ самый разгар* позити визма во всех* слоях* общества пользуется успе хом* и такой мыслиитель, какъ Кингслей. АнглиЯ никогда нс переставала иптсресоваться релппозными вопросами—п последнимъ ннршбретешомъ английской мыслии X I X в. является н а у к а о р е л и r i я х ъ, которая последовательно разрабатывается ии,Г>лымъ рядомъ мыслителей: Крэком*, Андрью Лангомъ, Робертсонъ-Смитомъ и Фрезоромъ, авторомъ «Золотой ветки» (1890, 2-е изд. 1900), имевшей такой же успехъ, какъ «Антропология» Тайлора.— Во главе романа стоять теииерь Дпкисенсъ и Т с к керей. Ихъ романы—поэзнЯ. Диискенсъ въ «Запи сках* Пнквшсскаго клуба» (1836—37) словно возсоздалъ по-новому «Зриителя» и «Болтуна», а сле дующие его романы, отъ «Оливера Твиста», «Копорфпльда» (1850) далее, вплоть до последняго,