
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
267 Альтъ—АЛЬФАРТОВЛ СМЕРТЬ 268 низюй голосъ у женщинъ п мальчиковъ. Онъ счи тается вторымъ изъ четырехъ главныхъ родовъ человеческаго голоса — сопрано, альтъ, теноръ и басъ, — п, подобно тремъ остальнымъ, является въ разлпчныхъ степеняхъ. Поэтому различаютъ нпзшй и бол^е высошй альтъ. Объемъ перваго прости рается приблизительно отъ f малой октавы до f или g второй октавы, тогда какъ границы вто рого определяются' одннмъ или двумя топами выше (отъ а малой октавы до а второй октавы). По своему объему высошй А. совпадаетъ съ меццосопрано, и оба голоса часто смешиваются другъ th другомъ, тогда какъ, по естественному строешю этпхъ голосовъ и соотношенш регпстровъ, они легко отличимы. ЖенскШ А. состоитъ пзъ двухъ регнстовъ (см. Голосъ), пределы которыхъ доходятъ до первой октавы, у детскнхъ ate мулсскнхъ А. несколькими ступенямп ннлсе. Въ ученш о гармошп, преимущественно въ четырехголосныхъ сочипешлхъ, А. называется второй верхшЙ голосъ. Альтовымъ ключомъ или знакомь, въ которомъ пишется парт1я А., называется общеупотребительный ключъ С, пи шущейся на третьей лпнш нотной системы.—2) Из вестный смычковый пнструментъ (тпал. viola, птъм. Bratsche), всдущдй свое существовало съ Х У 1 в. и занимающей въ современномъ струнномъ квинтете то же место, какое въ четырехголосномъ хоре занимаешь альтовый голосъ. Отсюда его пазвашя: итал. A l t v i o l a , Viola alta, A l t o . П о р а з м ё р а м ъ пнъ несколько больше скрипки; имеетъ 4 струны, настроенный по квннтамъ (с, g, d \ а'). Въ орке стре обыкновенный объемъ А. доходить до g" плп а", а прп сольной пгре—п выше. Йотируется в ъ т а к ъ называсмомъ альтовомъ ключе. Резонансный корпусъ А. въ сравнены со своей величиной является несколько более плоскнмъ, чемъ и объясняется его до известной степени гнусливый тсмбръ. Некрто- rin» (Краковъ, 1869); «Отчетъ о путешествш по ГалицШской Подолш» (1876). А л ь т ъ , река, см. Ольта. Альфа (Alpha), первая буква греческаго алфавита, обозначающая кратшй и долпй гласный звукъ а; ея назваше взято нзъ фннншйскаго языка, гдё оно звучитъ aleph, а форма происходить отъ первоначальнаго 1ероглифнческаго егнпетскаго образа бычьей головы. Въ церковно-славянекпхъ а з букахъ соответствующей знакъ ноептъ славянское назваше д з д , что значить «я».—А., какъ спмволъ, означаетъ начало чего-нибудь (см. ниже).—Alpha privativum въ гречоскомъ языке называотся отри цательная частица а, происшедшая нзъ перво начальнаго пндо-европейскаго слогообразующаго п, которое представляло собой слабый, сокращепный въ неударениомъ слоге впдъ отрицательной ппдо-европейской частицы пе (ср. лат. пе-,слав, н е , русск. не). Частица эта стоптъ въ первой части сложныхъ словъ псредъ согласными (передъ глас ными произносится av), соответствуетъ латинскому i n , немецкому un, и этимологически, н по значешю, церковно-славянскому НС или БСЗБ (последнему— только по значенш) п слуяштъ для отрнцашл того пошгпл, которое заключается во второй части слолшаго слова. — A l p h a copulativum употре бляется ташке въ слоншыхъ гречеекпхъ словахъ, происходить отъ пндо-европейской слабой формы корня sem- (одпнъ)—sm, этимологически родственно о церковно - славянскому СЪ, русск. со, съ, соответ ствуетъ по значешю латинскому cum- пли con-, не мецкому m i t , п означаетъ совместность. Примеры для A . privativum: а-ле^аХо;, a;j.op'fo; (безголовый, безформенный), для A . copulativum: а л о / о ; , do;X'f6c (супруга, братъ, т.-е. со-лолсиица, спящая въ од номъ лоясе, со-утробппкъ, т.-е. вышедшШ изъ одной утробы) и т. д.—А. и О м е г а , назвашя первой и по следней буквъ въ гречоскомъ алфавите. К а к ъ снмволъ вечности, А. и Омега встречаются и въ Апока липсисе, п у древннхъ xpncTiанскнхъ писателей (у Пруденщя, Тертулл1ана). Первые xpncTiane ставили буквы А п О на свопхъ гробахъ п въ цер квахъ, съ крестомъ посредине, а также п а перстняхъ и кольцахъ, печатяхъ, мозанкахъ п картинахъ. Одно пзъ древнёйшпхъ изображены! этого символа найдено въ катакомбахъ на острове Мелосе и отно сится к ъ концу I плп началу I I вЬка. Онъ встре чается и па монетахъ, но не раньше царствовашя Константина и Констанщя. А л ь ф а илп г а л ь ф а, см. Эспарто. А л ь ф а п п (Alfani), А в г у с т о, итальянешй писатель (род. въ 1844 г.). Выпустнлъ сборппкъ юморнстическнхъ стпховъ «Gentc allcgra, U ciel l'aiuta» (Флороиш'я, 1873). Издалъ собраше пнеемъ св. Екатсрппы CieHCKoft (Турпнъ, 1877); написалъ много сочиненШ для народа. А л ь ф а р а б п , арабешй философъ, см. Фарабн. Альфартова смерть (Alpharts Tod), эпическая песнь средне-немецкпхъ гапнльмаповъ, дошедшая до насъ въ стихотворной обработке вто рой половппы X I I I в. По размеру и некоторымъ стилистнческимъ пр1емамъ она является подражашомъ знаменитой «Песнп о Нибелунгахъ». Сюнсетомъ песни служить эпизодъ вралсды Днтриха Бернскаго съ Эрманрихомъ, которой посвящены еще две песнп той же эпохи: « D i e t r i c h s F l u c h t » и «Die Rabenschlachb. Песнь описываетъ, какъ мо лодой воннъ Днтриха выезжаетъ н а разведки, какъ Ё ымп инструментальными мастерами (Внльомъ, Цтельцнеръ) и виртуозами на А. (Германъ Риттеръ) былп сделаны попытки устранить этотъ недостатокъ обыкновенная А. (большею частью—по средствомъ увелпчешя размеровъ пнетрумента), по изобретенные имп инструменты оказались безенльными вытеснить пзъ употреблешя обыкновенный, традпцюнный А. А л ь т ъ (Alt), семья жпвоппецевъ-пейзажнетовъ: 1) Я к о б ъ А. (1789—1872), умеръ въ Вене, пп салъ виды Дуная, Альповъ, Италш; особенно хороши его лптографш («Malerische Donaureises).—2) Р у д о л ь ф ъ фонъ-А. (1812—1905), сынъ предыдущаго, ученикъ своего отца и венской академш, превос ходный акварелпетъ; много путешествовалъ по нпл;ней Австрш, Б а в а р ш , Тиролю, Ломбардш, КаринTin и Штпрш. Ему прппысывается заслуга откры л и живописной прелести Вены (причемъ, однако, забываютъ о Берпардо Белотто). Работы А. отли чаются тонкостью, точпостью п прелестной, легкой маперой. Масса его акварелей храпптся въ вепскомъ музее.—См. « J u g e n d » , 1906, № 14; «Graphischc Kunsto X X I X т., 2 вып.; «R. A . als Graphiker», «Holie W a r t e s , I I т., 6 вып.; «Kimst u. K u n s t l e r » , I I I т., 12 вып. (статья Servaes'a).— 3) Ф р а н ц ъ А., братъ предыдущаго, род. въ 1821 г., акварелпетъ, живописецъ впдовъ и пор третовъ; имъ написано свыше 2700 картинъ. А л ь т ъ (Alth), Л ю д в п г ъ , род. въ 1819 г., австрМсшй геологъ. Его главнёйппе труды: «Geognost. palaeont. Beschreibnngen der nftchsten TJmgebung von Lemberg* (Вена, 1849); cUntersuchung i n der Bukovina* (1850); «Ueber die palaeozoischen GebildePodoliens* (Вена, 1874). Кроме того, на польскомъ языке: «Основы мпперало-