* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
256
ГAaea Vl.
7
Лётний транспорт
казахскую петлю, которая делается очень просто и быстро. Ila самом конце веревки делают простой у з е л , утолщающий конец веревки, затем охватывают втой веревкой т у , которую будут натя гивать (рис. 108), образуют петлю и вводят узел между ветвями петли так, чтобы он лег своим основанием возможно плотнее на эту петлю; затем затяжную веревку завязывают гхростым («бабьим») узлом; узел придерживается натяжением. Бели необходимо, чтобы узел не распускался и свободный конец затяжной веревки можно было использовать для дальнейшей обвязки, применяют закре пление казахским узлом (рис. 112). Для неподвижных нетель на концах веревок во вьюке можно пользоваться беседочным узлом; если нужно, чтобы узел легко раввязывался, то нерабочий конец веревки пропускают еще раз в кольцо (рис. 111). К толстой веревке или палке привязывают копец другой веревки удавкой (см. § 29) или простым «бабьим» узлом. 29. Морские такелажные работы* В морском деле применяется большое количество узлов; все они прочно держат, быстро завязы ваются и в*случяе нужды могут быть легко развязаны. При плава нии под парусами необходимо знание хотя бы простейших уалоо и умение срастить концы, сплести петлю и т. п. Этц навыки необ ходимы и в других условиях полевой работы, особенно при вьючном транспорте. Отметим, что на кораблях все веревки называют тросами и раз личают пеньковые смоленые и несмоленые, манильскле (кокосовые) и проволочные тросы; тонкие веревки имеют свои особые названия. Трос, употребленный в дело, т. е. поставленный на бегучий такелаж судна называется снастью. Отрезок веревки носит название «конец». а) Прямой узел употребляется при связывании двух концов одинаковой толщины (рис. 109; способ связывания этого узла см. на рис. 129). Узел этот широко применяется- не только в мор ском деле, но и в других видах транспорта. б) Рифовый узел (рис. 110) представляет прямой узел, в котором один конец пропущен с петлей, и поэтому быстро может быть раз вязан. Употребляется при взятии рифов, а также и в сухопутной практике. в) Штык ( р и с 113) служит для крепления толстых снастей за сваи', рымы, и т. п. Видоизменение его—штык со шлагом, более сложный (рис. 114). I г ) Рыбацкий штык (рис. 115) охватывает место прикрепления двойной петлей и поэтому удобен для крепления к кольцам (рым) и другим тонким предметам, так как снасть меньше перетирается. Применяется при буксировке и для прикрепления якорного каната к якорю; свободный конец должен быть закреплен веревочкой (закаболка). д) Шкотовый (рис. 116) и брамшкотовый (рис. 117) узлы употребляются при ввязывании тонкой снасти в коуш или в очко; например, ими крепят к парусу шкоты и фалы, если они находятся под натяжением. е) Выбленочный узел (рис. 118) употребляется для обхватыва ния толстой снасти или части рангоута тонкой снастью. Как ука зано выше, этот узел применяется также и для привязывания