* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
§§ 21—22. Яки'и быки. Северные олени
243
в некоторых восточных районах, а также н тувинцы, до сих нор еще не применяют нарт, и зимой перевозят грузы вьюком. Наконец,чукчи и коряки при широко развитом зимнем санном транс порте летом совсем не вьючат оленей, и при выпасе оленьих стад раньше переносили груз на себе, а теперь иногда применяют лоша дей. Олени летом лучше всего работают в местах с низкой темпера-, турой, например, в высоких горах, и там, где мало гнуса. При работе D более жарких и комариных районах они так быстро выбиваются из сил, что уже через месяц приходится сменить большинство вьючных животных, а верховые выбывают иа строя еще раньше. Но зато для оленей доступны летом такие места, где не может проходить лошадь: болота, болотистые леса, горные склоны без дорог, осыпи, каменные моря и т. п. Сведения об оленьей упряжке и нартах мы даем ниже (гл. V I I § 1 1 ) ; здесь мы опишем -только верховой и вьючный транспорт. Под верх надо выбирать крупных оленей весом не менее 120 кг и высотой в холке не менее 100 см. Только в некоторых районах, например на Чукотке, преобладают мелкие олени, в большинстве же случаев можно выбрать достаточно сильного оленя для человека среднего веса. Для всадника весом в 70—80 кг надо предвари тельно тренировать оленя. Желательно иметь для больших пере ездов одного-двух запасных (заводных) оленей под верх, и менять их раза два в день. При ежедневной езде бессменный верховой олень выходит из строя в две недели. Эвенские, эвенкийские и якутские верховые седла предста вляют два валика—продолговатые подушечки, длиной 40 см и шири ной 15 см, сделанные иа оленьей замши (ровдуги) и набитые оленьей шерстью; подушечки эти охватывают со всех сторон деревян ные лавки (полки) примитивного ленчика", скрепленные двумя луками иа оленьего рога или дерева. Седло накладывается на холку, над передними ногами и прикрепляется одной кожаной подпругой. Всадник вскакивает на седло с правой стороны, опи раясь иа длинную палку в 1,75—2 м (таях), и сидит, согнув ноги, без стремян. Посадка на такое седло и езда на нем требует большой тренировки; во время пути часто приходится опираться на палку, чтобы не упасть вместе с седлом, которое очень неустойчиво. Пере несение всей тяжести всадника па передние ноги оленя выгодно только при подъеме на гору; на ровной дороге это вредно, а на спусках настолько опасно, что приходится обязательно слезать. Вес седла от 1,5 до 4 кг, потник под него не подкладывается. Эвены к востоку от Олекмы, а в Восточном Саяне и в Туве— ту винцы и тафалары ездят на оленях на маленьких седлах, похо жих на лошадиные. Новые рациональные верховые и вьючные седла описаны С. П. По повым (1939 и 1941 гг., см. также «Северное Оленеводство», 1948). Верховое пастушеское седло С. П. Попова имеет деревянный ленчик с лавками и дугообразными березовыми луками; между луками натянут живец из сыромятного ремня шириной 6—7 см. К лавкам прикреплены путлища с деревянными стременами. Лавки ленчика обшивают оленьей шкурой, шерстью внутрь и набивают эту обшивку оленьей шерстью. Сверху ленчик обтягивается чепра16*
1