* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
$ 16. Ьыочпые седлп
Если потников нехватает, сверх однослойного потника можно класть шкуры, полушубки, старые одеяла и т. п. Сохранение спины лошади—одно из важнейших условий передвижения ка равана. Для того чтобы потник не надавливал на хребет, его делают иногда иа двух половин, скрепленных двумя тесьмами. При двух потниках полезно, чтобы хотя бы один из них был такого типа. Если у лошади уже есть открытые раны по хребту и холке, то можно оба потника разрезать на две половины и даже прикре пить их наглухо (прибить) к лавкам ленчика. При ранах на боках лошади можно вырезать в нижнем потнике соответствующие отверстия. В Якутии делают потники в виде матрасика иэ сена, обшитого сверху мешковиной и простеганного шпагатом («бото»). Такие потники снашиваются за месяц, а при подмочке требуют долгой просушки; для ремонта их нужно хорошее сухое сено. Потники эти очень толсты (в свежем виде до 10 см) и поэтому хороши для перевозки тяжелых грузов и особенно ящиков. При вьючном седле необходимы нагрудник и подхвостник, но вер ховой легкий тип мало пригоден; их делают в виде шлеек иа широ кого ремня или Широкой крепкой тесьмы-вожжевки, охватывающих грудь и зад лошади. Каждая шлейка пристегивается концами к углам потниковой покрышки и поддерживается по бокам двумя рем нями, прикрелленнымнк концам лавок; подхвостник может прикре* пляться и к задней луке седла. К задней луке при полном вьючном снаряжении, кроме такой шлейки, пристегивается еще настоящий подхвостник—петля, охватывающая хвост, но так как многие лошади боятся этой петли, то обычно в полевых партиях предпочитают не одевать ее. Необходимо строго требовать, чтобы при горных маршрутах были надеты надгрудники и подхвостники, так как без них на подъемах и спусках вьюк сползет на круп или на шею лошади. Подпруг при вьючном седле необходимо иметь две или три, так как одна, даже широкая, не обеспечивает устойчивости седла. Удобнее подпруги, которые пристегиваются к седлу с обеих сто рон; их легче сокращать, когда они растянутся, н удобнее снимать для сушки и чистки, чем прикрепленвые наглухо одним концом к лавке ленчика. Соедини гельный ремень между подпругами при вьючном седле редко употребляется, так как при утяжке вьюка троком или вьючной веревкой ремень этот нажимает на тело лошади кожу лошади от и растирает кожу натирания, полезно подпруги и шлейки снизу подшить тонким вой локом или фетром. Подпруги и пряжки, на которые их подстегивают, прикрепля ются обычно к лавкам; более совершенный способ, но редко встре чающийся—прикрепление подпруг к специальной полосе кожи, соединенной с луками седла. Вьючное седло военного образца охватывается вместе с вьюком троком—широкой и длинной тесьмой, которая крепко стягивается при помощи пряжки или двух колец и сыромятного ремешка. При обычной экспедиционной вьючке трок часто заменяется специаль ной вьючной веревкой.