* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
22fc
Глава VI. Летний транспорт
Существует много типов вьючных седел. Мягкие седла приме няются главным образом для ослов и верблюдов и реже для лоша дей; о них обычно главную часть составляет согнутый вдвое упругий валик, но есть и более простые седла, состоящие из мягкой покрышки с крючками. Полужесткие седла разного тина, состоящие нв полу шек и деревянных частей, применяются для верблюдов; оленей и реже для лошадей. Твердое седло, наиболее распространенное и универсальное, применяется для лошадей, мулов, ослоп, poiaтого скота и оленей. В нем можно выделить следующие подтипы: а) ленчики с лавками, подобно верховым седлам; б) ленчик без лавок, в котором к дугам снутри или снаружи прибиты дощечки, покрывающие часть или всю поверхность д у г и опирающиеся на спину животного; эти седла применяются исключительно для ослов и мулов; в) ленчик, у которого расширенные нижние концы дуг опираются на спину животного; такие седла применяются для перевозки легких, но громоздких предметов. Наиболее распространено твердое седло; оно существует в очень многих вариантах: с металлическими или с деревянными дугами, с деревянными перекрытиями плп с жпвном—полосой кожи, натя нутой между дугами; есть седла, в которых не только дуги, но и лавки металлические; большей частью последние деревян ные. Седла с живцами при продолжительных маршрутах требуют постоянного надзора: живец постепенно растягивается, и вьюк может надавить на позвоночник; в таком случае делают перетяжку (переожиловку) живца. Есть седла совсем без перекрытия, но при работе с ними надо следить, чтобы вьюк и вьючные веревки не нада вливали на хребет. У якутов и некоторых других народов СССР вьючное седло (ханка) имеет, кроме двух дуг, рогульку посредине, представляющую два бруска, прибитые к лавкам и скрещивающиеся над хребтом (рис. 83). В других седлах верхние концы дуг обра зуют две такие рогульки. На концы этих рогулек зацепляют кольца или петли боковиков вьюка. В седлах с металлическими дугами ящики и сумы подвешиваются своими кольцамл к металлическим крючкам, прикрепленным к дугам. Основные требования, которые надо предъявлять к седлу: оно должно быть прочнымгдуги и перекрытия не должны прикасаться к хребту при надавливании груза и при движении лошади; лавки ленчика должны хорошо соответствовать по форме спине лошади: прямые и слишком длинные лавки портят спину. Лучшее прилега ние ленчика может быть достигнуто подбором седел и подгонкой к имеющимся лошадям; зги седла должны быть закреплены на все время работы за соответствующими лошадьми. JIanKif ленчика должны иметь специальные войлочные подкладки, или же потники должны быть толще. Под вьючное седло нужно не менее двух слоев хорошего плотного потника. Следует, чтобы потники имели кожаные или, в крайнем случае, брезентовые пот никовые крыши—для предохранения потника от истирания седлом и веревками, от смачивания дождем, а в лесных местах от порчп потника при проходе через чащу. Если войлок потника свалян слабо, надо обшить потпик сверху или с обеих сторон мешочной тканью, С нижней стороны такой обшивки не должно быть узлов, валлат и швов»