* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
g 1б. ВъюЧпт ΰύ&Αά
225
на несколько часов, и основная работа проиаводится утром н вече ром. Необходимо также аалгищать глаза лошадей от песка и пыли и предохранять копыта от высыхания. Чтобы обезопасить копыта от сухости и ломкости, в лагере следует ставить лошадей по в о з можности на влажном грунте и смачивать подошву водой. Переход через реки допускается, при наличии твердого грунта, в следующих условиях: Глубина в метрах Всадник до 1,25 Автомобиль » O 3—I O Колесный обоз » 0,7
f y
Скорость течения м/сек до 2 » 1 » 1
Но при вязком грунте, при больших камнях или на быстрых реках каждая переправа должна осуществляться применительно к этим частным условиям. Перед бродом надо подтянуть подпругу и дать лошади напиться, чтобы она не останавливалась на броду. Брод проходится несколько наискось вверх по течению, если лилия отмели (переката) не принуждает придерживаться другого напра вления. На каменистом броду надо доверить лошади выбор дороги и отпустить свободно поводья. Так как лошадь может споткнуться и упасть или на глубоком броду поплыть, надо быть готовым в слу чае надобности быстро спрыгнуть с нее, поэтому ноги вынимают иэ стремян совсем, держась шенкелями или чуть придерживаясь за стремя самым кончиком носка. На быстрых реках не следует смотреть в воду,—а на противо положный берег и на голову лошади; это же рекомендуется делать на всяком броду тем, у кого кружится голова. На быстрой, реке при групповом переходе со стороны течения идут более сильные и высокие лошади, укрывая от удара воды слабых и малорослых При переправо вплавь, когда лошадь всплывает, всадник спо койно соскакивает на ту сторону, откуда идет течение, одной рукой помогает плыть лошади, другой держится за гриву не далее двух ладоней от головы; но не следует мешать лошади и ладо следить, чтобы она не захлебнулась и вода не попала ей в уши. Если лошадь боится плыть, встает на задние ноги и т. п., ее надо переправлять последней. При переправе на большом плоту лошадей ставят задом к воде, головой внутрь плота (о переправах караванов см. ниже § 17). 15· Вьючные седла* Почти всякое верховое седло, если с него снять лишние части—кожаную покрышку или подушку, сумы, путлища со стременами и т. п.,—может быть использовало дсак вьючное. Но некоторые верховые седла мало пригодны для вьюка и, пользуясь ими, можно сбить лошади спину. Распределение массы вьюка иное, и его центр тяжести расположен иначе, чем у всадника; передвижение лошади с вьюком сопровождается раскачиванием последнего, которое должно быть до известной степени аморти зировано седлом и системой выочки. Эти вопросы с механической точки зрения рассмотрены в монографии M . Е. Грумм-Гржимайло, в которой описаны также различные типы седел.
15 Справочник путешественник*