* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
соответствующая модель должна иметь дифференциатор, усилитель, интегратор и линию постоянной задержки (транспортного запаздывания). Поэтому задача экстре мального моделирования (первого приближения) со стоит в непрерывном изменении четырех регулирующих воздействий μι = α, μ 2 = β , μ3=Ύ, μ4=Τ
Δ
с тем, чтобы удержать показатель экстремума (выра жающий разность реакций учителя и ученика) на ми нимальном значении. В данном примере показателем экстремума служит разность координат двух указан ных на рис. 16 следящих систем. Экстремальные регуляторы второго и последующих приближений (не указанные на рисунке) имеют своей целью улучшение процесса поиска минимума разности. Экстремальные регуляторы в системе обучающейся модели могут быть построены а) по принципу разомк нутого управления, б) по принципу обратной связи, в) по комбинированной схеме. В связи с этим в системе об учающейся модели имеется полная возможность исполь
зования аппарата теории инвариантности и теории ком
бинированных систем, включая такие вопросы, как осу ществление дифференциальных систем регулирования, систем с условной устойчивостью и др. Мы уже гово рили, что если специальный прибор будет измерять вре мя запаздывания реакций человека-оператора и непо средственно устанавливать его на обучающейся модели, мы получим систему управления разомкнутого типа. Приведенная на рис. 16 система поиска минимума раз ности является типичным примером системы обратной связи. Легко представить себе и наиболее совершенную комбинированную систему, объединяющую оба указан ных принципа. Систему обучающейся модели в будущем, очевидно, можно будет использовать для обучения автоматов не которым профессиям. Если, например, считать, что про блема надежных датчиков решена, то нетрудно пред ставить себе систему автомата, обучающегося профес сии шофера. Входными возмущениями здесь будут от клонения машины от направления дороги, ее скорость, наклон и состояние покрытия, наличие на дороге других машин и предметов, звуковые и световые сигналы, дан82