* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Не трудно представить себе решение этой задачи и с помощью индуктивного метода: величина транспорт ного запаздывания человека x может быть легко изме рена и установлена на модели при помощи прямой ра зомкнутой связи. В данном примере человек является звеном основ ной следящей системы. Он воздействует на рукоятку А
L
Рис. 16. Экстремальная система моделирования передаточной функ ции человека-оператора (метод обучающейся модели).
так, чтобы удержать стрелку прибора Б на нуле. Внеш ние возмущения поступают от генератора случайных величин Ψ В схеме рис. 16 человек-оператор являет ся учителем. Ученик — сле#йщая система, изображен ная в нижней части рисунка. Экстремальный регулятор ЭР подбирает структуру и параметры ученика так, что бы он реагировал на внешние возмущения по возмож ности так же, как и человек. Система в различных ва риантах была осуществлена многими учеными. Метод в целом часто называют методом обучающейся модели. Оказалось, что передаточная функция человека-опера тора имеет такой вид:
V(p)=(