* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ «МЕТОД ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОДЕЛИ»
Другой типичной ёадачей обучения, решающейся при помощи детерминированных экстремальных систем, мо жет служить задача запоминания реакций учителя на внешние события. Так, пусть учитель и ученик встре чают в книге букву A и учитель называет ее. Ученик должен запомнить, что если он потом сам встретит эту букву, то он должен назвать ее. Простая запись слов учителя (например, при помощи магнитофона) ни в коем случае не отражает процесса обучения. Между об учением и шростой записью действий учителя имеется существенное различие. Если учитель похвалит ученика за правильные дей ствия или наказывает его при неправильном ответе, то процесс запоминания реакций учителя в сущности мало отличается от процесса выработки условных рефлексов, моделирование которых будет рассмотрено ниже. Этот процесс также относится к простершим формам обуче ния, которые хорошо моделируются автоматическими системами. Учителем может быть человек или другая автомати ческая система или, наконец, условия внешнего окру жения. В последнем случае обучение сводится к изме нению реакций системы на определенные окружающие условия, исходя из накопленной информации о резуль татах поведения системы в таких же или примерно ана логичных условиях. Копирование реакций учителя осуществляется, на пример, в системе, которая автоматически изменяет свои свойства (структуру, параметры и т. д.) так, чтобы воз можно точнее воспроизводить все реакции учителя даже вместе с его недостатками и ошибками. Рассмотрим простой пример. На рис. 16 изображена экстремальная система моделирования передаточной функции человека-оператора. Показано, как можно обучить модель воспроизводить передаточную функцию человека-оператора с помощью дедуктивного метода обратной связи. Последняя осуществляется отрицатель ной обратной связью — экстремальным регулятором, подбирающим параметры модели x α, β, γ так, чтобы она действовала как человек.
t Lt
80