* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Примером устройства детерминированной памяти мо жет быть таблица умножения или словарь. В нем каж дое слово отвечает точному переводу, причем вероят ность правильности перевода равна единице. Магнитный барабан, ферритная память, книга, ноты — примеры осуществления определенной, детерминированной па мяти. Примеры условно-вероятностной памяти в нежи вых системах приведены ниже. Мы очень широко поль зуемся этим видом памяти, например, когда нам нуж но перевести какое-нибудь иностранное слово по догад ке на основе обобщенного опыта, без точного знания перевода. Читая книгу, мы не вычитываем каждую бук ву. Обычно взглянув на начало и длину слова, мы ско рее догадываемся о его содержании на основании опы та. При чтении школьник первого класса использует детерминированную память, а грамотный человек — условно-вероятностную. Наиболее совершенные системы обучения исполь зуют оба вида памяти. Мы будем различать детермини рованные обучающиеся системы, в которых использует ся детерминированная память, и условно-вероятностные обучающиеся системы, в которых используется второй вид памяти, связанный с определением условных вероят ностей. Типичными задачами простых форм обучения, ко торые решаются при помощи детерминированных си стем, являются: 1) задача оптимизации, или экстремального управ ления, в особенности задача самоулучшения экстремаль ного управления, самоулучшение алгоритма действия устройств памяти и элементов логического действия, 2) задача самоулучшения организации системы уп равления, 3) задача возможно более точного копирования ре акций учителя (или образцовой системы) на внешние события. В качестве детерминированных обучающихся систем мы рассмотрим системы приспособления по одному и нескольким показателям и системы, осуществляющие «метод обучающейся модели». Принципы решения задач, стоящих перед этими си стемами, имеют в себе много общего: они основываются на применении техники экстремального управления. 5*
67