* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
наиболее в а ж н ы х задач современной кибернетики, ее нового раздела — бионики. Исходным моментом оживленной дискуссии ученых, работающих в области обучающихся систем, являются теоремы Френка Розенблатта. Здесь столкнулись взгля ды сторонников разомкнутых и замкнутых систем. Перцептрон Ф. Розенблатта (.который рассматривает ся ниже) интересен тем, что является первой комбини рованной системой, имеющей как разомкнутые, так и замкнутые связи. В соответствии с теоремами Розенблата «бесконечный перцептрон», т. е. перцептрон, имею щий бесконечное число чувствительных елементов (дат чиков) и ассоциирующих элементов, может самостоя тельно, без помощи человека научиться различать об разы или звуки, начиная с нулевой начальной органи зации. Это соответствует идее Г. В. Щипанова о том, что при увеличении числа контуров системы регулирования до бесконечности отпала бы необходимость в «компро миссной» настройке, так как ошибки от всех возмуще ний можно б ы л о бы полностью устранить без измерения последних. В перцептроне, как и во всех других обучающихся Системах, мы находим разомкнутые связи управления и замкнутые обратные связи. Процесс обучения перцептрона происходит по разомкнутой цепи, а процесс самообучения (т. е. генерирование информации без помощи человека) — при помощи статистического поиска или экстремальной положительной обратной связи. При рассмотрении схемы и динамики перцептрона становится ясной возможность применения теории ин вариантности и комбинированного регулирования к син тезу схемы и выбору настройки обучающихся систем типа перцептрон. При инвариантности процесс обучения перцептрона протекает мгновенно, а цепь обратной связи самообу чения становится лишь корректором, вступающим в действие только 'при неточном действии разом кнутой цепи управления. Подобно этому корректор на пряжения вступает в действие только при неточном действии компаундирования генератора по току на грузки.
57