* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
связи» и соответственно получены условия инвариант ности в вероятностной форме (см. ниже). Условно-вероятностная обучающаяся система англий ского ученого Аттли представляет собой типичный при мер разомкнутой вероятностной системы управления, к которой вполне применима теория инвариантности. Си стемы, разработанные Гордоном Паском, являются при мером систем с вероятностной обратной связью [33]. Теория инвариантности, созданная для обыкновен ных систем регулирования, может быть непосредствен но (или с небольшими изменениями) распространена на обучающиеся системы, в первую очередь на те типы обучающихся систем, в которых решаются такие две задачи: 1) обучение, при котором качество усвоения харак теризуется одной величиной, аналогичной показателю экстремума в экстремальных системах; 2) обучение, цель которого — распознавать на осно вании опыта входные сигналы, искаженные шумами и помехами (как в системе Аттли). Первая задача сводится к задаче экстремально го управления, вторая — к задаче вероятностной следя щей системы; поэтому не удивительно, что теория инва риантности полностью применима к исследованию та ких систем. Условия инвариантности для вероятностных систем выведены в главе I I . На основе теории инвариантности легко (как это было указано выше для экстремальных систем) выявить многие типы новых более совершенных обучающихся систем (дифференциальные, с различной степенью астатизма, с условной устойчивостью, с устройствами форсировки и т. д.). Характерно совпадение мысли Г В. Щипанова о том, что увеличение числа контуров обратных связей придает новые свойства системе, с идеями Д ж . фон Нейма на, утверждающего, что увеличение числа элементов приносит новые качества. Так, в известной работе по следнего показано, что для того, чтобы автоматическая система могла вырабатывать себе подобные системы (т. е. размножаться, самовоспроизводиться), она долж на состоять не менее чем из 200 000 элементов [40]. Разработка методов организации огромного числа элементов в обучающейся системе является одной из
56