* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
литературном эпосе Вергилия «Энеида», в котором поэт проводит параллель Юпитера с Августом, знаменующую победу порядка над беспорядком. В одах и эподах Горация прославление Августа сочетается с почтением к «надломленной доблести» павшей республики и ее поборника Катона. Впервые в истории мировой литературы Гораций обратился к теме поэзии-памятника в оде «К Мельпомене». Назначение каждого человека он видел в том, чтобы быть полезным обществу, а задачу поэта — в том, чтобы знать жизнь, владеть философией и трудиться над словом («Послание Пизонам»). Их современник Назон Публий Овидий раскрыл мир частной жизни во всех его проявлениях, главным из которых была любовь («Героини», «Искусство любви» и др.). В мифологической поэме эпического характера «Метаморфозы» главным мотивом является мотив превращения, вечного обновления мира, в котором «разнообразится все», «изменяется всегда, постоянно». Вольноотпущенник Августа, грек из Македонии Федр ввел в римскую литературу басню, осуждавшую пороки сильных мира сего. Ведущим прозаиком эпохи принципата был историк Тит Ливий, автор «Истории Рима от основания города» до 9 г. н.э., в которой материал излагается по годам. В эпоху империи при преемниках Августа Тиберии, Калигуле, Клавдии, Нероне, Веспасиане и др. усиливается тенденция к демонстрации мощи Римской империи, создаются грандиозные архитектурные ансамбли, на площадях и форумах возводятся статуи, арки, монументальные колонны. Одним из самых посещаемых мест в Риме, начиная с позднереспубликанского периода, были термы. Наиболее замечательными сооружениями являлись дом Нерона, занимавший склоны трех из семи римских холмов, дворец Флавиев на Палатине и Колизей — самый большой амфитеатр Рима и всего античного мира, аркадные этажи которого были
571