* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
зам) — одна из разновидностей монументальной живописи, представляющая собой изображение или узор, выполненный из разноцветных камней или смальты (кусочки цветного стекла) путем их укрепления на поверхности известкового или цементного раствора. Существует два типа мозаичных произведений: 1) римская мозаика, в которой изображение составляется из малых кубиков смальты или камня, и 2) флорентийская мозаика, в которой рисунок составляется из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контурам изображения. Искусство классической смальтовой мозаики включает два способа ее изготовления: «прямой набор», когда из кусочков смальты или камня изображение выкладывается непосредственно на архитектурных поверхностях и закрепляется в незатвердевшем штукатурном слое; «обратный набор», когда мозаика выкладывается по кальке будущей картины лицевой стороной вниз, и после закрепления тыльной стороны мозаичного набора его лицевая поверхность окончательно обрабатывается, шлифуется и покрывается воском. Первые мозаики были использованы на стенах некоторых погребальных помещений архитектурного ансамбля пирамиды Джосера: это были своеобразные панно из фаянсовых плиток. Под влиянием древневосточных образцов мозаичные узоры и надписи из разноцветной гальки украшали полы в Греции классического периода. В эллинистическую эпоху появились мозаичные композиции в Пергаме («Александр Македонский», «Всадник на тигре» и др.). Дальнейшее развитие мозаичной техники связано с росписями общественных сооружений Помпеи в Древнем Риме. Многоцветные мозаики украшали стены, своды и подкупольное пространство христианских соборов Константинополя и Равенны. Одним
438
МОЗАИКА (лат. mosaique — посвященное му-