* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. До 1904 г. существовал как выставочный союз под эгидой журнала «Мир искусства». До 1910 г. существовал в расширенном составе, причем большинство его членов входило в «Союз русских художников». Среди основного ядра объединения — Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов. В расширенный состав также входили и участвовали в выставках И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров. «Мирискусники» не принимали господствующего тогда антиэстетизма, не желали показывать надвигающиеся социальные потрясения. Они хотели возродить идеалы романтизма, эстетизировали действительность, видели в искусстве способ преобразования жизни. Много занимались просветительской деятельностью — знакомили широкую публику не только с новейшими течениями в искусстве, но и с достижениями прошлого, заботились об охране памятников старины. При этом они декларировали независимость искусства, говорили о «чистом искусстве», что явно не совпадало с первой частью их программы. «Мир искусства» отвергал как академизм, так и творчество передвижников (хотя и признавали их значение в прошлом). При всей непоследовательности взглядов «мирискусников», они были во многом близки складывавшемуся на Западе стилю «модерн». Образный строй их произведений формировался на основе поэтики символизма, неоромантизма, хотя и был гораздо больше наполнен историко-культурными параллелями. Поэтому они часто использовали исторический жанр, фантастический пейзаж, приемы гротеска, элементы игры, карнавала, театра, мотивы маски, сна, видений.
431