* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
абстракционизму, так как в картинах часто используются смелые мазки широкой кистью, рельефное письмо, локальные цветовые пятна. В это время Матисс экспериментирует с цветом и рисунком, в результате чего в его стиле появились новые черты: цвет стал еще более ярким, а рисунок — изящнее («Одалиска в красных шароварах», 1922). По эскизам Матисса делались костюмы для «Русского балета» Сергея Дягилева. МАТРЕШ КА — деревянная, вкладывающаяся одна в другую многочастная игрушка, выточенная на токарном станке. Возникла в 1890-х гг. на основе традиционной японской токарной игрушки («кого-да грума») и русской складной посуды в московской мастерской А. И. Мамонтова. Авторы этой национальной формы игрушки — сергиево-посадский токарь В. П. Звездочкин и художник С. В. Малюгин, создавшие в игрушке образ русской девушки, названной «Матреной» (или ласково «Матрешей»). В 1920-х гг. матрешечное производство было переведено из Сергиева-Посада в Нижегородскую губернию. В настоящее время матрешка — одна из самых популярных русских игрушек-сувениров, воспринимающаяся как выражение русского национального типа и характера. МАТРИАРХАТ (лат. mater — мать + arche — власть; буквально — власть матери) — гипотетический период в истории первобытного общества, когда женщины занимали доминирующее положение в социальной структуре общества. Характеризуется матрилинейностью наследования имущества и социального положения женщины, матрилокальностью и дислокальностью брачных поселений. Этот тип общественного устройства предположительно существовал на стадии раннего периода первобытного общества и предшествовал патриархату. Существование такого периода нашло свое отражение в легендарных сообщениях античных
419