* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
маньеризма (Арменини, Ломаццо и др.) был выдвинут тезис о «внутренней идее», или «внутреннем рисунке» как основе художественного образа. Внешним выражением этой «внутренней идеи» становится «манера» как сумма определенных стилистических приемов. Отличительными чертами произведений этого стиля стали произвольная вытянутость пропорций человеческих фигур, иррациональность пространственных и цветовых отношений, сложный, змеевидный ритм, пронизывающий позы и т.д. В середине XVI в. в Италии маньеризм превращается в ведущее художественное течение, охватившее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризм распространился также в искусстве других европейских стран. В Италии представителями маньеризма были Франческо Пармиджанино, Джорджо Вазари, Бенвенуто Челлини. МАРГИНАЛ (фр. marginal — побочный, предельный) — человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни (чаще всего эмигранты); лицо, находящееся на периферии общества (люмпен, бродяга бомж). МАРИНЕТТИ Филиппо Томмазо (1876–1944) — итальянский писатель, основоположник и теоретик футуризма в европейской литературе и искусстве. Его первая поэма «Завоевание звезд» (1902) была написана свободным стихом. Опубликовал свой «Манифест футуризма» в 1909 г., изложил там новую эстетическую программу, требовавшую освободиться от гуманистических идеалов прошлой, «мертвой культуры». Новое искусство должно было воспевать будущее (futuro, отсюда — футуризм), которое представлялось как развитие машинной техники, высоких скоростей, индустриальный мир, в котором война была важнейшим
415