* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
полному, глубокому и всестороннему рассмотрению творческих и общественных проблем посвящен роман Манна «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Андриана Леверкюна, рассказанная его другом». Писатель трансформирует фаустовскую тему: талантливый музыкант Андриан Леверкюн, замкнутый в сфере своих мыслей и творчества, утверждающий антигуманизм и бесчеловечность, вступает в сговор с темными силами, которые таятся в нем самом. Путь Леверкюна ведет к мраку и катастрофе, как и путь Германии, сорвавшейся «в кромешную тьму, где пляшут языки адского пламени». Так тема Германии сплетается с фаустовской темой, раскрытие которой приобретает антифашистскую, гуманистическую направленность. Писатель называл свои романы симфониями, основанными на «музыкальных» принципах формирования материала, на сочетании реалистических традиций с новыми приемами — «потоком сознания». МАНЬЕРИЗМ (ит. manierismo — манера, стиль; буквально — вычурность) — художественный стиль в европейском искусстве XVI в., возникший первоначально в Италии в связи с кризисом культуры позднего Возрождения, когда главной целью творчества было провозглашено следование «красивой и умной манере», «идеальным» образцам искусства Ренессанса, но без присущей им глубины содержания и гуманизма. Для произведений искусства этого стиля свойственна усложненность, изощренность формы, вычурность образов. Основной причиной появления маньеризма стал глубокий кризис ренессансного мировосприятия, что нашло выражение в драматическом протесте против изобразительных принципов «классического стиля» флорентийско-римского Высокого Возрождения, в поисках новых, часто экстравагантных форм выражения смятенного, раздвоенного мира. В работах теоретиков
414