* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Икона рассматривается церковью не как тождественное божеству изображение, а как символ таинственно с ним связанный и способствующий духовному приобщению к «оригиналу», то есть проникновению в мир сверхъестественного через предмет реального мира. При этом считается, что икона не «показывает», но «обозначает» то, что на ней изображено. В православных церквях иконы составляют необходимую принадлежность к храму, а также служат для домашнего культа верующих. Как образно-смысловое произведение, возводящее мысли и чувства верующих к божественному архетипу, икона исторически формировалась как сложный синтез изобразительно-пространственных форм, функционально связанных с символикой внутреннего пространства. ИКОНОБОРЧЕСТВО — социально-политическое и религиозное движение в Византии конца XVII — первой половины IX вв., направленное против культа икон. Возникновение иконоборчества было вызвано окончанием догматических споров о божественной и человеческой природе Христа. Поводом для иконоборчества послужило недовольство широких масс верующих неумеренностью иконопочитания, боязнью возвращения к язычеству, магическим обрядам и идолопоклонничество. Иконоборцы, ссылаясь на Библию, объявили иконы идолами, а культ икон — идолопоклонством. Иконоборчество началось по инициативе государственной власти. В 726 г. византийский император Лев III Исавр, стремясь укрепить свою власть, опираясь на провинциальную знать и священнослужителей, открыто выступил против почитания икон и конфисковал церковные сокровища. На церковном соборе в 754 г. культ икон был объявлен ересью. Однако на II Никейском соборе культ икон был восстановлен и окончательно утвержден в 843 г. Собор утвердил иконопочитание и предал анафеме иконоборцев.
259