* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Необходимо признать, что в советский период формирование мордовской государственности в форме автономной республики (1920–30-е гг.) оказало существенное влияние на развитие культуры и этнического самосознания мордвы. Это, в частности, выразилось в развитии мордовских (мокша и эрзя) письменных языков и, как следствие, в развитии своей национальной периодики и литературы. С 1920 г. в Симбирске стала издаваться первая газета на эрзянском (и, в целом, первая газета на мордовском) языке — «Чинь стямо» («Восход»). С 1921 г. в Москве на эрзянском языке (позже — и на мокшанском) печаталась центральная мордовская газета «Якстере теште» («Красная звезда»). Также с 1921 г. в Саратове на эрзянском языке выходила газета «Якстере сокиця» («Красный пахарь»). С 1926 г. в Новосибирске на эрзянском языке стала издаваться газета для мордвы Сибири под названием «Од эрямо» («Новая жизнь»). В 1929 г. в Самаре стал издаваться художественный и общественнополитический журнал для эрзян «Сятко» («Искра»). В 1920-е — 1930-е гг. создается эрзянский литературный язык. Во второй половине 1980-х — 1990-е гг. в Мордовии формируется этнокультурное и общественнополи-тическое движение мордвы-эрзя. У истоков этнонационального движения эрзян стоял так называемый Мордовский общественный центр «Вельмема», образованный весной 1989 г. Организационным ядром центра стали филологи вузов республики. В том же году «Вельмема» разделился на умеренное и более радикальное крыло. Умеренные создали организацию «Вайгель», занявшуюся культурно-просветительскими, преимущественно языковыми проблемами. Более радикальная часть Мордовского общественного центра после объединения в одной структуре
347