* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
описании в своем знаменитом труде «Тарих-и Иран» («История Ирана») монгольское вторжение в Поволжье. В русских источниках этноним «эрзя» появляется в XVIII в. В начале II тысячелетия н.э. эрзянская группа мордовских племен занимала северную часть междуречья Оки, Волги и Суры. В пределах современной Республики Мордовия эрзя расселена преимущественно в ее восточных районах. Мордва-эрзя испытала большее, по сравнению с мокшей, русское влияние, поскольку исторически оказалась в сфере воздействия сначала ВладимироСуздальского, затем Нижегородского и Московского княжеств. Письменность на эрзянском языке изначально развивалась на основе русской графики (кириллицы). Первые памятники эрзянского письма восходят к XVIII в. В XVII–XVIII вв. эрзяне вместе с мокшанами приняли активное участие в социально-политических и военных потрясениях того времени (Смута, крестьянские войны под руководством С. Разина и Е. Пугачева). В XVI–XVIII вв. происходит процесс христианизации мордвы, важнейшим проводником которой стали православные монастыри. Среди мордвы-эрзи наиболее активно действовали Спасский монастырь (в Арзамасе) и Троицкий монастырь (в Алатыре). Представителем мордвы-эрзя был патриарх Никон, уроженец села Вельдеманова Княгининского уезда (ныне — Перевозского района Нижегородской области). В целом же, данный процесс носил сложный, противоречивый характер: до настоящего времени у мордвы-эрзя, исповедующей в подавляющем большинстве православие, сохраняются сильные пережитки языческих верований и традиций.
346