* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
зывающие снижение общей численности этноса и материалы, характеризующие процесс их языковой ассимиляции: согласно данным микропереписи населения 1994 г., 382 мордвина из каждой 1000 разговаривают дома на русском языке. Происходят существенные изменения в культуре и этническом самосознании этнического сообщества. Этнонациональное движение мордвы, которое возродилось на рубеже 80–90-х гг. ХХ в, также оказалось неспособным повлиять на актуализацию этнического самосознания мордвы и, более того, в 1995 г оно фактически раскололось на эрзянское и мокшанское. И хотя «раскольников» осудили на 3-м съезде мордовского народа в 1999 г., но единства в движении не было, а его влияние на общественные настроения оставалось крайне незначительным. Попытка создать при поддержке региональных властей новое объединенное движение — Межрегиональное общественное движение мордовского (эрзянского и мокшанского) народа — удалась лишь отчасти. Эрзянские радикалы не приняли идеи культурного единства и продолжают настаивать на том, что эрзян и мокшан нельзя считать единым народом и что интересы этих двух групп мордвы не различаются. Рупор эрзянских радикалов газета «Эрзянь мастор», равно как и лидеры эрзянского движения, находятся в жесткой оппозиции к властям республики. Внутри мордовского движения продолжается борьба двух идей — культурной интеграции эрзян и мокшан и окончательного размежевания двух культурных групп мордвы. Эти идеи находят отражение как в культурной, так и во внутриполитической жизни республики.
Литература: 1. Мельников П. И./Андрей Печерский/ Очерки мордвы. Саранск, 1981.
341