* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Усиливающаяся христианизация и возрастающий налоговый гнет заставляют мордву переселяться дальше на восток. В результате этих переселений места проживания мордвы оказались разбросаны по обширной территории и ареал ее расселения больше, чем у других финно-угорских народов. В ХVII в. из-за угрозы вторжения крымских татар на южных рубежах мордовских земель строится оборонительная линия, что легло новым бременем на плечи местного населения, часть которого из-за тяжелых повинностей предпочла бежать из родных мест, впрочем, этому способствовали и сами набеги крымских татар. В результате с 1630 по 1670 гг. мордовское население Темникова сократилось на 17%. После того, как угроза крымских вторжений ослабела, началась активная колонизация земель мордвы русскими. Согласно переписи населения 1762–1766 гг., на мордовских землях проживало 334 тыс. чел., из которых мордва составляла 25%, русские — 70%, татары —5%. В ХVIII в. власти особое внимание уделяли обращению населения в православие. Крещенные получили право на некоторые привилегии при налогообложении. К середине ХVIII в. крещение мордвы официально закончилось, хотя языческие традиции еще долго давали о себе знать. Тем не менее, мордва гораздо глубже была приобщена к православной вере, чем, к примеру, родственные ей марийцы. Зажиточная часть мордвы, принявшая православие, довольно быстро обрусевала. Социальная структура мордвы в XVI–XVII вв. имела определенную специфику, которая заставила власти помимо местной администрации, единой для русских и мордвы, назначать в уезды для управления последней специальных должностных лиц — бортничьих и мордовских дел воевод, мордовских голов и т.д., в чью компетенцию входили не только фискальные функции, но и административные, судебные и другие
339