* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
условиях обучения и воспитания — в школе, классе и т. д. В случае ла бораторного эксперимента в классе выделяется группа учеников. Ис следователь проводит с ними особые беседы, индивидуальное и груп повое обучение и наблюдает за их эффективностью. В психолого педа гогических исследованиях выделяют констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае педагог исследователь эксперимен тальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагоги ческой системы, констатирует факт связи, зависимости между явлени ями. Когда же педагог исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учеников определенных лично стных качеств, на улучшение их учения, трудовой деятельности, гово рят уже о формирующем эксперименте. Предшествующий эксперименту этап включает в себя тщательный теоретический анализ ранее опубликованных по этой теме работ: выяв ление нерешенных проблем; выбор темы данного исследования; поста новку цели и задач исследования; изучение реальной практики в теории и практике мер, содействующих решению проблемы; формулирование гипотезы исследования. Подготовка к проведению эксперимента со стоит из ряда задач: выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа школьников, классов, школ и др.); определение необ ходимой длительности проведения эксперимента; выбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта, анкетного опроса; просмотр академических и творческих ра бот по живописи, рисунку, композиции, декоративно прикладному ис кусству; интервью, для создания соответствующих ситуаций, эксперт ной оценки и др.; проверка доступности и эффективности методик на небольшом числе испытуемых; разработка критериев, по которым мож но судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий. Проведение экспери мента по проверке эффективности системы мер включает: изучение начального состояния системы, в которой проводится эксперимент, уровня художественных знаний и умений, воспитанности определен ных качеств личности или коллектива и др.; изучение начального состо яния условий, в которых проводится эксперимент; оценка состояния самих участников педагогических воздействий; формулирование кри териев эффективности предложенной системы мер; инструктирование участников эксперимента о порядке и условиях эффективного его про ведения (если эксперимент проводит не один педагог); осуществление предлагаемой автором системы мер по решению определенной экспе риментальной задачи (формирование художественных знаний, умений или воспитание определенных качеств личности, коллектива и др.); фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения объектов под влиянием экспери ментальной системы мер; указание затруднений и возможных типич ных недостатков в ходе проведения эксперимента; оценку текущих зат 300