* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
КРАСОТА
кой области. Промысел, получивший развитие уже в кон. XIX в. и охва тивший тысячи кустарей, всегда работал на широкий круг заказчиков. Поэтому здесь выпускали и дешевые украшения (броши, серьги, коль ца) и уникальные заказные вещи (кубки, вазы). Мастера промысла прак тически всегда владели и владеют сейчас всеми видами художествен ных и технических приемов обработки металла. Универсальные навыки поддерживаются существующей на промысле с нач. 1900 х гг. художе ственной школы (сейчас художественное училище). Современное твор чество красносельских ювелиров сохраняет ориентацию на изготовле ние разных видов изделий, что является своего рода традицией. Раз личного типа посуда (кувшины, стопки, чашечки) чередуются в ассортименте продукции с ювелирными украшениями (в последние годы появились изделия из золота). Среди многих видов работ наибольшей оригинальностью и многообразием орнамента выделяется филигрань. В ней проявляются лучшие творческие идеи мастеров и художников. Она используется для создания крупных кубков и ваз, декоративных тарелок и ювелирных украшений. В технике филиграни на промысле впервые созданы скульптурные работы — обобщенные образы живот ных. Сверкающая чистым серебрением или приглушенная искусствен ной патиной — оксидированием филигрань демонстрирует богатые воз можности материала и неиссякаемую творческую фантазию. КРАСОТА — качество как явлений жизни, так и произведений искусства: способность доставлять эстетическое наслаждение чувствам человека, его зрению, прежде всего. К. выступает в разных формах — как высшая гармония, согласованность, равновесие, зримое воплощение идеала прекрасного; есть и сентименталистское представление о К. как о есте ственном, неиспорченном начале в человеке и природе, и романтичес кое понимание К. как проявления духовного идеала в мире природных стихий и раскрепощенных эмоций. К. человеческих образов находит прямое или преломленное выражение в пластических искусствах, даже в архитектуре, где системы пропорций так или иначе ориентированы на человека, а ордер находит аналогии в человеческой фигуре. Др. источ ником К. художественных образов служит природа — ее фауна и фло ра, ее естественное бытие. Не менее важный источник К. — коллектив ная жизнь людей, их история и идеалы, находящие выражение в худо жественном идеале. КРЕАТИВНОСТЬ — способность к умственным преобразованиям и твор честву. К. включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что либо, не существовавшее прежде. Понимание К. ха рактеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, от ражающую прошлый опыт; это и взаимодействие, ведущее к развитию. 204