* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР — изображение конкретных исторических собы тий прошлого и настоящего, а также мифологических сюжетов. Сложив шись как самостоятельный жанр в эпоху Возрождения, И. ж. получил ши рокое развитие в искусстве XIX в. Академические эстетические воззрения XVII–XIX вв. ограничивали тематику И. ж. темами из античной или биб лейской истории и мифологии. Романтизм внес существенные корректи вы в понимание специфики И. ж. Во 2 й пол. XIX в. И. ж. обогащается в связи с появлением историко бытовой картины (А. Менцель, Ф. Мейссо нье в Германии и Франции, В.Г. Шварц и А.Д. Литовченко в России). ИСТОРИЯ ИСКУССТВ — раздел искусствознания, изучающий процесс развития пластических, искусств со времен их зарождения до наших дней. Исследования И. и. могут освещать развитие искусства отдельных эпох, народов, видов или жанров; изложение истории пластических искусств всех времен и народов называется всеобщей И. и. Начала И. и. восходят к Античности: Плиний Старший (I в.) в Древнем Риме составил первый свод доступных ему исторических сведений о греческом и римском ис кусстве. В эпоху Возрождения автором жизнеописаний художников на основе общей исторической концепции стал Джордже Вазари. Иоахим Винкельман, основатель научной И. и., в XVIII в. представил развитие античного искусства как процесс смены стилей, обусловленный эволю цией общества. В XIX в. создают фундаментальные исследования, а в пос ледней четв. XIX — нач. XX в. Генрих Вельфлин, Алоиз Ригль, Макс Двор жак, Лионелло Вентури, Эрвин Панофский, Макс Фридлендер и др. раз работали научную методику И. и. В России известны выдающиеся историки искусства — Н.П. Кондаков, А.Н. Бенуа, Б.Р. Виппер, М.В. Ал патов, В.Н. Лазарев. Современная И. и. базируется на всесторонних ис следованиях искусства разных стран, народов и исторических периодов, на обширных археологических находках, атрибуциях, публикациях.
163