* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИЛЛЮЗОРНОСТЬ
кой для них. На Руси в X–XIV вв. алтарная преграда прошла те же фазы развития. После создания Феофаном Греком на рубеже XIV–XV вв. грандиозного деисусного чина, дошедшего до нас в И. Благовещенско го собора Московского Кремля, со святыми в полный рост, молящими ся Христу в теофанической композиции «Спас в силах», подобный чин становится основой русского, т. н. высокого И. Над деисусом рядами располагаются праздничный чин, иконы которого повествуют о земной жизни Христа, и пророческий чин с иконой Богоматери «Знамение» в центре и иконами ветхозаветных пророков, согласно христианской эк зегезе предвозвестивших Боговоплощение. Ок. сер. XVI в. возник пра отеческий чин, с иконами праведников дозаветной церкви, начиная с Адама, и «Отечеством» (или «Троицей Новозаветной») на среднике. Он занял место над пророческим рядом. Два верхних ряда И. стали соответствовать предрождественскому циклу богослужения, посвя щенному памяти святых праотцев. И. в целом стал образом церкви Не бесной и Земной. К рубежу XVI–XVII вв. такие И. имелись во многих значительных соборах, а в 1 й пол. XVII в. — даже в сельских церквах. В православном иконостасе посередине всегда находятся двухстворча тые двери, называемые Царскими вратами. В сер. XVII в. И. начинают украшать резьбой по дереву. Окончательно определяется состав мест ного чина. До сер. XVII в. за всей композицией И. сохранялось наиме нование деисус, что свидетельствует об исключительной роли этого чина в формировании и осмыслении И. как единого образа моления за чело вечество. Во 2 й пол. XVII в., в период реформы русской церкви и обра щения к греческим истокам православия, термин «деисус» вытесняет ся термином «И.». С кон. XVII в. И. в своем развитии принимает фор мы, соответствующие эпохе и сменяющим друг друга архитектурным стилям. ИЛЛЮЗИОНИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ — имитация объективной реальности, правдоподобие, граничащее с иллюзией, обманом зре ния и создающее впечатление реального существования изображен ного пространства и предметов. Таковы монументальные архитек турно перспективные росписи XVII–XVIII вв. — чаще всего плафо ны, в которых границы между живописью и архитектурой (т. е. изображением и реальностью) как бы вовсе стираются; таковы и на тюрморты — «обманки» XVIII в. Античные авторы рассказывают об И. ж. в картинах древнегреческих живописцев V–IV вв. до н. э. — Зевксиса, Паррасия, Апеллеса (придворного художника македонс ких царей). ИЛЛЮЗОРНОСТЬ — сходство изображения с натурой, граничащее с об маном зрения. Иногда используется как художественный прием. На пример, в монументальных росписях потолков и стен для создания впе чатления большей глубины пространства или более значительных раз 151