* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИКОНОБОРЧЕСТВО
цании чистых идей. Лишь с помощью И. мог христианин отрываться от всего земного. «Через видимый образ наше мышление должно устрем ляться в духовном порыве к невидимому — величию божества». В этих словах греческого иконопочитателя с особенной ясностью выражается взгляд византийца на роль живописного изображения. Последнее слу жило одним из самых могущественных средств к восхождению челове ка от видимого к невидимому, от чувственного к сверхчувственному. Без помощи этих чувственных образов византиец не считал для себя возможным приблизиться в Богу. Только опираясь на них, главным образом на И., он открывал себе доступ к познанию трансцендентного мира» (В.Н. Лазарев. История Византийской живописи). ИКОНОБОРЧЕСТВО (иконоклазм) — социально религиозное движение, направленное против почитания икон. И. принято называть период ис тории византийского искусства, приходящийся на VIII — 1 ю пол. IX вв. Иконоборцы, ссылаясь на Ветхий и Новый Завет, труды богословов, объявили иконы идолами и почитание икон идолопоклонством. В изоб разительном искусстве это означало временное отступление от антро поморфных изображений и паузу в развитии христианской иконогра фии. Отказ от использования антропоморфных изображений стиму лировал развитие символического языка византийского искусства. Культ икон был восстановлен на Втором Никейском Вселенском собо ре и окончательно утвержден в 843 г. Идеи и лозунги И. вновь возникли в XVI столетии в Западной Европе в связи с Реформацией и утвержде нием лютеранства. ИКОНОГРАФИЯ — в изобразительном искусстве Средних веков строго установленная система изображения определенных персонажей или сюжетных сцен, а также описание и систематическое изучение таких изображений. В Средних веках И. диктовалась церковными установле ниями, сложившимся каноном и была связана с культом и ритуалом. Понятие И. толкуется и более широко — применительно к др. эпохам и периодам: как перечень изображений определенных лиц и героев, со бытий и сюжетов в различных видах изобразительного искусства. ИКОНОЛОГИЯ — направление в искусствознании, сложившееся в 1 й пол. XX в. и поставившее целью раскрытие исторически обусловленного образно символического содержания произведений искусства. Прин ципы И. (в разработке которых особое значение имела деятельность немецких ученых Аби Варбурга и Эрвина Панофского) определились в противовес формальному методу, сосредоточенному на зримом обли ке, а не на глубинном смысле художественного произведения; с другой стороны, критическое отношение иконологов вызывала и традицион ная иконография, чисто описательный подход к проблемам сюжета и символа. Стремясь открыть в произведениях существенные мировоз 148