* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
АМФОРА
АМФОРА — форма сосуда с двумя ручками, служившего для хранения и перевозки масла и вина. Со времен архаики А. в древнегреческом жиз ненном обиходе обладала не только утилитарным, но и очевидным сим волическим смыслом. А. с изображением профиля Афины на одной сто роне и тулова атлета на другой, наполненная оливковым маслом, была наградой победителю в Олимпийских играх. А. большого размера могла служить надгробным памятником (см., например, т. н. «Дипилонскую амфору» VIII в. до н. э., Афины, Национальный музей). В Древнем Риме А. — единица измерения жидких и сыпучих веществ. Объем римской А., применявшейся для измерения, — 26,26 л. АНАЛИЗ — 1) метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части; наряду с синте зом имеет большое значение в научном познании; 2) разбор, рассмотре ние чего либо. В искусствоведении разбор состава произведения искус ства. Анализируется любое произведение искусства в единстве содер жания и формы. При детальном А. произведения, как правило, раскрывается идея и тема произведения; выявляются художественные средства, которые использовал художник для воплощения замысла; дается оценка значения произведения в творческой биографии худож ника и т. д. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. Создателем концепции и идеологом А. и. был Павел Филонов (1883–1941). П. Филонов участвовал в выс тавках с 1910 г. Был одним из членов учредителей «Союза молодежи» (1910). В 1914 г. организовал мастерскую живописцев и рисовальщи ков «Сделанные картины». Тогда же опубликовал манифест, вплотную подводящий к проблематике А. и. Вторая редакция манифеста, назы вавшаяся «Декларация мирового расцвета», была опубликована в 1923 г. Основные принципы А. и. были изложены им в письме к худож нице В.А. Шолпо, методы работы и обучения — в рукописи «Идеоло гия А. и. и принцип сделанности». Филонов считал, что все многообраз ные свойства природы должны влиять на цвето формо структурооб разование в искусстве. Он развивает положение о «видящем глазе» и «знающем глазе». «Видящий глаз» видит только два свойства объек та — форму и цвет. «Знающий глаз» на основе интуиции улавливает скрытые процессы в нем, и художник пишет их «формою изобретае мою». То, что подвластно «знающему глазу», находит выражение в бес предметных пластических структурах, органично слитых в едином об разе с изобразительными моментами. Вкратце основные принципы А. и. в письме П. Филонова сводились к следующему: «Работайте не от об щего, не от стройки — это шарлатанство, а от частного к общему, по формуле «общее есть производное из частных, до последней степени развитых. Все существующие течения пошлите ко всем чертям и дей ствуйте как исследователь натуралист (как в точных научных дисцип 20