* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
благодаря Пегги эмигрант Эрнст вошел в первые ряды американ ских «соблазнителей авангарда». О д н а к о совместная ж и з н ь с бо г а т о й а м е р и к а н к о й п р о д о л ж а л а с ь с о в с е м н е д о л г о , в 1943 г. с у п руги развелись. П р и м е р н о в это же время художник сблизился с м о л о д о й х у д о ж н и ц е й Д о р о т и Т а н н и н г , к о т о р а я т р и года спустя ста л а его третьей ж е н о й . В 1946 г. м о л о д о ж е н ы переехали в Седону, р а с п о л о ж е н н у ю в горах А р и з о н ы . С с е р е д и н ы 4 0 - х гг. ж и в о п и с н а я м а н е р а Э р н с т а н е с к о л ь к о видоизменилась, многие из картин того периода в ы п о л н е н ы в г е о м е т р и ч е с к о й т е х н и к е , к а к будто и х р и с о в а л и с п о м о щ ь ю ц и р к у л я и л и л и н е й к и ( « З а р и с о в к и с н а т у р ы » , 1947 г.). В э т и г о д ы х у д о ж н и к с е р ь е з н о з а н я л с я с к у л ь п т у р о й . С в о и « п о э т и ч н ы е и ту манные» творения он исполнял, собирая из отдельных к о м п о нентов. Наиболее удачным произведением пластичного искусст ва я в л я е т с я к о м п о з и ц и я « К о з е р о г » , с о з д а н н а я в 1948 г. В 1955 г. М а к с Э р н с т , к т о м у в р е м е н и у ж е н е с к о л ь к о л е т я в л я ю щ и й с я г р а ж д а н и н о м С Ш А , в е р н у л с я во Ф р а н ц и ю , где п р о д о л ж и л плодотворную работу в своей парижской мастерской. Он снова использовал технику фрогтажа и коллажа («Конфигурации», 1974 г.). Е г о р а б о т ы с у с п е х о м э к с п о н и р о в а л и с ь на п р е с т и ж н ы х в ы с т а в к а х в к р у п н е й ш и х г о р о д а х м и р а , а в 1954 г. х у д о ж н и к б ы л у д о с т о е н г р а н - п р п на В е н е ц и а н с к о м б ь е н н а л е . В 1968 г. М а к е Эрнст, уже довольно известный в Европе художник, переехал в Селанн. У м е р м а с т е р с ю р р е а л и з м а в 1976 г. в П а р и ж е , за д е н ь д о с в о е г о в о с ь м и д е с я т и п я т и л е т и я . А м и р его к а р т и н , н а п о л н е н н ы й странными и жутковатыми грезами, горькой иронией и юмором, п р о д о л ж а е т п о р а ж а т ь з р и т е л е й . Л у и А р а г о н к о г д а - т о с к а з а л о его произведениях: «Это а п о к а л и п с и ч е с к и е п е й з а ж и , н е в и д а н н ы е м е с т а , п р о р о ч е с т в а . О н п е р е н о с и т вас на д р у г и е п л а н е т ы , в д р у гие эры, к о г р о м н ы м вулканическим л и а н а м , о г р о м н ы м уголь н ы м п у с т о ш а м » . Т р у д н о п о в е р и т ь , ч т о э т и причу.тливые п о л о т н а , в к о т о р ы х « н е п р о с т о п о н я т ь , где м и р р е а л ь н ы й , где безумие», на п и с а л « м и р о л ю б и в ы й и м и л ы й х у д о ж н и к с г л а з а м и цвета л а з у р и » .
507