
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
р а ж е н и е голов, которое, по замыслу автора, п р и з в а н о передать все богатство з н а н и й , точек зрения, всю сложность м и р о о щ у щ е н и я современного человека. Картины Филонова неоднозначны, трудны для понимания. О с о б у ю загадку п р е д с т а в л я е т с о б о й его п о с л е д н е е п р о и з в е д е н и е — полотно «Лики», написанное и м незадолго до смерти. Н о сквозь паутину фигуративное™ в работах художника довольно отчетли во п р о с т у п а ю т о б р а з ы и т е м ы , я в л я в ш и е с я д л я него г л а в н ы м и : и з в е ч н а я б о р ь б а д о б р а и зла, с т р а д а н и я л ю д е й и ж и в о т н ы х , в т и с нутых в каменные м е ш к и городов, серая будничность, полная тоски, напряженности, чреватая эмоциональными взрывами. Его произведения были глубоко социальны, насыщены явным или скрытым драматизмом, который подчеркивался нередко мрачным к о л о р и т о м , п р о н з и т е л ь н ы м с о ч е т а н и е м х о л о д н о г о с и н е г о цвета с к р а с н ы м , я в л я в ш и м с я о с н о в н ы м для художника. Это цвета чело веческой пуповины, н о о н и ж е и цвета смерти. Творческую и исследовательскую деятельность Филонов со четал с педагогической. Отклонив предложение правления Ака д е м и и художеств занять в ней место профессора, поскольку счи т а л с и с т е м у п р е п о д а в а н и я в н е й н е п р а в и л ь н о й , о н в 1923 г. р а з р а б о т а л «Устав И н с т и т у т а и с с л е д о в а н и я и с к у с с т в а » , с т а л о д ним из инициаторов создания Института художественной куль т у р ы и р у к о в о д и л в н е м о т д е л о м о б щ е й и д е о л о г и и . В т о м ж е году о н опубликовал «Декларацию Мирового расцвета», на основе к о т о р о й в 1925—1927 гг. с ф о р м и р о в а л к о л л е к т и в с в о и х у ч е н и к о в и п о с л е д о в а т е л е й п о д н а з в а н и е м «мастера а н а л и т и ч е с к о г о и с к у с с т ва» ( « Ш к о л а Ф и л о н о в а » ) . Т а к а я и н т е н с и в н а я р а б о т а т р е б о в а л а от х у д о ж н и к а п о л н о й с а м о о т д а ч и . Е г о р а б о ч и й д е н ь д л и л с я п о 18 ч а с о в , б е з в ы х о д н ы х и п р а з д н и к о в , с к о р о т к и м и п е р е р ы в а м и на еду и ч т е н и е . В ы д е р жать такой н а п р я ж е н н ы й ритм он мог только благодаря вырабо танной с детства привычке к аскетизму. Выросший в бедности, о н умел обходиться минимумом. Впоследствии привычка пере росла в о с о з н а н н о е о г р а н и ч е н и е у с л о в и й ж и з н и . Р а т у я за н о в у ю ж и з н ь , Ф и л о н о в и сам хотел быть образцом нового человека, од ного из «полчищ чернорабочих искусства, на костях которых один и л и двое могли б ы дать бессмертные вещи». Он по-рахметовски з а к а л я л и и с т я з а л с е б я : с п а л на ж е л е з н о й к р о в а т и б е з м а т р а с а , с м о т р е л н е в о о р у ж е н н ы м г л а з о м на с о л н ц е , ж и л в н е о т а п л и в а е м о м п о м е щ е н и и , ж е с т о к о о г р а н и ч и в а л с е б я в еде. С л о в н о ч у в с т в о в а л , что э т и о г р а н и ч е н и я с т а н у т его е д и н с т в е н н ы м с п а с е н и ем, помогут выжить в годы гонений и травли. В 30-е гг., в п о р у р а с ц в е т а с в о е г о т в о р ч е с т в а , х у д о ж н и к у д о в е л о с ь с п о л н а и с п и т ь г о р ь к у ю ч а ш у з а б в е н и я . Е г о и с к у с с т в о , не укладывающееся в регламентированные рамки официоза, было п р и з н а н о в л а с т я м и н е н у ж н ы м и в р е д н ы м . В ы с т а в к а работ фи.тон о в ц е в в 1927 г. б ы л а р а с ц е н е н а к а к « о б щ е с т в е н н о - а н а л и т и ч е с кий гротеск с уклоном в патологическую анатомию». Одна из критических статей, н а п и с а н н а я в характерном для того времени 461