
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
К числу лучших ж и в о п и с н ы х произведений Ф и л о н о в а этого периода относятся к а р т и н ы «Крестьянская семья», «Коровницы», «Ломовые», «Портрет Евдокии Н и к о л а е в н ы Глебовой», написан н ы е в 1914-1915 гг. После распада «Союза молодежи» художник пытается создать собственную группу и з числа е д и н о м ы ш л е н н и к о в , разделяющих его и д е и а н а л и т и ч е с к о г о и с к у с с т в а . В м а р т е 1914 г. э т о й г р у п п о й , названной «Интимной мастерской ж и в о п и с и и рисовальщиков "Сделанные картины"», был опубликован манифест, в котором говорилось: «Цель наша — работать картины и рисунки, сделан ные со всей прелестью упорной работы, так как м ы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека н а д в е щ ь ю , в к о т о р о й о н в ы я в л я е т с е б я и с в о ю б е с с м е р т н у ю душу». Выявить ее, п о м н е н и ю Ф и л о н о в а , м о ж н о только путем «сделан ности» к а р т и н ы . О н считал, что «организм» ее д о л ж е н расти так, как растет все ж и в о е в природе. Предлагаемый и м путь о р г а н и к и в создании произведения искусства предвосхищал идеи бионики. Эти теоретические положения художник методично воплощал в своих работах. Он писал большие холсты маленькой кисточкой, по собственному утверждению, «упорно и точно рисуя к а ж д ы й а т о м » . Э т о г о ж е о н т р е б о в а л и о т всех с в о и х у ч е н и к о в . В 1916 г., п р е р в а в с в о ю т в о р ч е с к у ю и и с с л е д о в а т е л ь с к у ю р а боту, П а в е л Ф и л о н о в у ш е л н а ф р о н т . К а к ч е л о в е к и с к у с с т в а , о н б ы л д а л е к от п о л и т и к и , н о и м е л с в о ю г р а ж д а н с к у ю п о з и ц и ю . Она проявилась не только в участии в сражениях Первой м и р о в о й в о й н ы , н о и в в о с т о р ж е н н о м п р и н я т и и р е в о л ю ц и и 1917 г. С о л д а т ы , в о е в а в ш и е с Ф и л о н о в ы м на р у м ы н с к о м ф р о н т е , и з б р а л и его п р е д с е д а т е л е м И с п о л н и т е л ь н о г о в о е н н о - р е в о л ю ц и о н н о г о к о м и т е т а П р и д у н а й с к о г о к р а я . В 1918 г., в е р н у в ш и с ь в П е т р о град, о н с е щ е б о л ь ш и м э н т у з и а з м о м п р и н я л с я з а с о з д а н и е н о в о го п р о л е т а р с к о г о и с к у с с т в а . 2 0 - е гг. с т а л и в р е м е н е м н а и в ы с ш е г о п о д ъ е м а в т в о р ч е с т в е Филонова. О н создает много значительных работ, п о с в я щ е н н ы х гражданской войне, революции, петроградскому пролетариату. С р е д и н и х — к а р т и н ы « О к т я б р ь » (1921 г.), « П е т р о г р а д с к а я н о ч ь » (1922 г.), « Ж и в а я голова» (1923 г.), « Ф е в р а л ь с к а я р е в о л ю ц и я » (1924—1925 гг.), «Голод», « Ч е л о в е к в м и р е » ( о б е в 1925 г.), « М а т ь и д и т я » , « Т а й н а я в е ч е р я » , « Н а р в с к и е ворота» (все в 1929 г.), « Р а б о ч и й в к е п к е » (1930-е гг.) и д р . Н о о с н о в у т в о р ч е с т в а х у д о ж н и к а составляют многочисленные к о м п о з и ц и и , на ш в а е м ы е и м «фор мулами». В н и х представлено все — люди, события, явления: « Ф о р м у л а п е т р о г р а д с к о г о п р о л е т а р и а т а » (1920—1921 гг.), « Ф о р мула к о м с о м о л ь ц а » (1924 г.), «Формула буржуазии» (1924—1925 гг.) « Ф о р м у л а и м п е р и а л и з м а » (1925 г . ) , « Ф о р м у л а в е с н ы » (1927— 1929 гг.), « Ф о р м у л а в с е л е н н о й » (1920—1928 гг.). Э т и н а з в а н и я б ы л и не с л у ч а й н ы м и . Ведь ф о р м у л а , к а к и з в е с т н о , с о д е р ж и т м а к с и м у м о б о б щ е н и я , з а к о н о м е р н о с т е й . Э т о т о т путь, п о к о т о р о м у х у д о ж н и к п р е д л а г а л с л е д о в а т ь з р и т е л ю , его в о о б р а ж е н и ю и и н теллекту. Е щ е о д н и м т и п и ч н ы м ф и л о н о в с к и м с ю ж е т о м б ы л о и з о б - 460