
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ни я х у д о ж е с т в . Н е с м о т р я на н е с о м н е н н у ю о д а р е н н о с т ь , ю н о ш у т р и ж д ы не п р и н и м а л и в А к а д е м и ю художеств п о п р и ч и н е «не з н а н и я а н а т о м и и » , и о н в т е ч е н и е т р е х л е т з а н и м а л с я ее и з у ч е н и е м в м а с т е р с к о й Л . Е. Д м и т р и е в а - К а в к а з с к о г о , у к о т о р о г о у ч и лось немало талантливых художников того времени. Н а к о н е ц , в 1908 г., т е п е р ь у ж е « и с к л ю ч и т е л ь н о за з н а н и е а н а т о м и и » , д в а д ц а типятилетний Филонов становится вольнослушателем академии. Н о он быстро разочаровался в академическом образовании, да и консервативным мэтрам строптивый ученик пришелся не по душе. Спустя многие годы он вспоминал: «Академическая профессура с первых ж е дней взяла м е н я под бойкот. Я с первого ж е д н я стал работать по-своему». Один из примеров такой работы «по-свое му» п р и в о д и л а Е в д о к и я Г л е б о в а в с в о и х в о с п о м и н а н и я х о б р а т е . О н а р а с с к а з ы в а л а о т о м , к а к о д н а ж д ы на з а н я т и я х о н н а б р о с а л н а холсте ф и г у р у н а т у р щ и к а у г л е м , а п о т о м п о к р ы л р и с у н о к з е леной краской. Не обращая в н и м а н и я на возмущенные реплики профессора Я . Ф. Ционглинского, Филонов, по, словам сестры, «взял к р а п л а к и н а ч а л и м п р о р и с о в ы в а т ь в е н ы п о в с е м у телу. «Посмотрите, он кожу сдирает с натурщика!» — буквально взвыл профессор. Быстро подойдя к Филонову, он вне себя, резко об р а т и л с я к нему: « В ы же с у м а с о ш л и , ч т о вы делаете?» Ф и л о н о в невозмутимо, совершенно спокойно повернулся к Ционглинскому и , с м о т р я е м у п р я м о в глаза, н е п о в ы ш а я г о л о с а , п р о и з н е с : «Ду...рак!» В з я л х о л с т и у ш е л » . В 1910 г. х у д о ж н и к р а с п р о щ а л с я с а к а д е м и е й . О н с ч и т а л , ч т о , « р и с у я и р а б о т а я ц в е т о м л у ч ш е л ю б о г о и з а к а д е м и ч е с к и х про¬ ф е с с о р о в » ( п о его с л о в а м ) , с о в е р ш е н н о готов к с а м о с т о я т е л ь н о й р а б о т е . И р а з в е р н у л ее ш и р о к о и с т р е м и т е л ь н о . В п р е д в о е н н ы й п е р и о д Ф и л о н о в м н о г о п у т е ш е с т в у е т п о с в о е й с т р а н е и за р у б е жом, чтобы увидеть п о д л и н н и к и великих мастеров. За шесть ме сяцев он по паломническому паспорту побывал в Палестине и в 11овом А ф о н е , п е ш к о м п р о ш е л п о г о р о д а м И т а л и и и Ф р а н ц и и , р а с п л а ч и в а я с ь за п и щ у и н о ч л е г с в о и м и р и с у н к а м и . Вернувшись в Петербург, Ф и л о н о в п р и н я л участие в созда нии Общества художников «Союз молодежи», которое впослед с т в и и с ы г р а л о б о л ь ш у ю р о л ь в его т в о р ч е с к о й б и о г р а ф и и . О н п р и н я л у ч а с т и е в с е м и в ы с т а в к а х , о р г а н и з о в а н н ы х « С о ю з о м » , где б ы л и п р е д с т а в л е н ы л у ч ш и е его к а р т и н ы д о в о е н н о г о п е р и о д а : « П и р королей», < Восток и Запад», «Запад и Восток», «Мужчина и ж е н • щ и н а » , « П е р е р о ж д е н и е и н т е л л и г е н т а » , « П о с т р о й к а города». Все о н и б ы л и н а п и с а н ы в 1912—1913 гг. в с м е ш а н н о й т е х н и к е — м а с л о м , т е м п е р о й и г у а ш ь ю н а бумаге. П о с в о е м у с т р а с т н о м у и н т е ресу к «вечным темам» бытия, н а л и ч и ю аллегорических фигуро л и ц е т в о р е н и й эти п р о и з в е д е н и я , к а к и к а р т и н а «Головы» (1910 г.), вплотную примыкали к символизму и модерну. В них отчетливо п р о с т у п а л о о х в а т и в ш е е а в т о р а п р е д ч у в с т в и е с к о р о й г и б е л и , уг рожающей людям. Особенно оно проявилось в «Мужчине и жен щ и н е » , где о б н а ж е н н ы е и о т в р а т и т е л ь н ы е т е л а в ы с т у п а ю т з н а м е н и е м болезней, страданий и смерти. П о з ж е Филонова назовут 458