
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
п е р и о д х р у щ е в с к о й «оттепели» о т к р ы т о о т к а з а л с я с о з д а в а т ь р а боты в стиле «девушки с веслом» или «юноши с о т б о й н ы м молот ком». Эрнст работал в экспериментальной манере. К а к художник, о н был неуправляем идеологическими д о к т р и н а м и и, хотя не в ы с т у п а л п р о т и в г о с у д а р с т в е н н о й п о л и т и к и , с р а з у с т а л «отступ ником и предателем социалистических идеалов». В с к у л ь п т у р н ы х ц и к л а х « В о й н а это», « К о н ц л а г е р ь » н е т в н е ш ней красоты подвига и слезливости гибели. Искаженные, изуро дованные войной человеческие фигуры и м а ш и н ы мучаются в б о л и и а г о н и и . Все р а б о т ы д и н а м и ч н ы и г л у б о к о с и м в о л и ч н ы . Н е и з в е с т н ы й б ы л п о б е д и т е л е м о т к р ы т ы х к о н к у р с о в на с о з д а н и е м о н у м е н т о в в ч е с т ь в о с с о е д и н е н и я У к р а и н ы и Р о с с и и (1954 г.) и м е м о р и а л а П о б е д ы в В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н е (1959 г.). Н о его п р о е к т ы не о с у щ е с т в л я л и с ь , а и д е и п р и с в а и в а л и с ь б о л е е и м е нитыми мастерами. Международный фестиваль молодежи и студентов в Москве п р и н е с Э р н с т у с р а з у т р и в ы с ш и х н а г р а д ы за г р а н и т н ы е с к у л ь п туры: золото за « З е м л ю » ( « П р и р о д а » ) , с е р е б р о — за «Мулатку» и б р о н з у — за « Ж е н с к и й торс». Все м е д а л и е м у «не м о г л и » д а т ь , и скульптор снял с выставки «Землю», которую впоследствии А . 11. К о с ы г и н п о д а р и л п р е з и д е н т у Ф и н л я н д и и Урхо К е к к о н е н у . Н о за год д о э т о г о у с п е х а Н е и з в е с т н ы й б ы л в ы с е л е н и з М о с к в ы и и з г н а н и з С о ю з а х у д о ж н и к о в «за р е в и з и о н и з м » . О н р а б о т а л в Свердловске в л и т е й н о м цехе, начал пить, впал в глубокую де п р е с с и ю . В и д е н и е «Древа ж и з н и » с т а л о п о в о р о т н ы м м о м е н т о м в тот трудный период н е п о н и м а н и я . Эта идея так захватила худож н и к а , ч т о н а д ее р е а л ь н ы м в о п л о щ е н и е м о н р а б о т а е т н а п р о т я ж е н и и всей ж и з н и . Н о н е с м о т р я на все п р о д о л ж а ю щ у ю с я опалу, Н е и з в е с т н ы й с т а н о в и т с я з н а м е н и т вначале в С С С Р , а з а т е м и на З а п а д е . В с в о и х скульптурах о н ф и л о с о ф с к и н а п р я ж е н н о с о е д и н я е т ч е л о в е к а и с о з д а н н у ю и м «вторую п р и р о д у » науку, м а ш и н ы , т е х н о л о г и ю (се рия «Гигантомахия»). Художник мыслит масштабно и монумен т а л ь н о и с т а к и м же р а з м а х о м отстаивает свое п р а в о т в о р и т ь не «как н а д о » , а « к а к хочу». Его д и с к у с с и я с 11. С. Х р у щ е в ы м на в ы с т а в к е м о д е р н и с т с к о г о и с к у с с т в а в М а н е ж е (1962 г.) о б с у ж д а лась миллионами. Н и к и т а Сергеевич внутренне симпатизировал Н е и з в е с т н о м у , н о п о н я т ь д о к о н ц а его и с к у с с т в а не с м о г и л и не захотел, к а к не мог повернуть вспять идеологическую м а ш и н у . Н о п о его з а в е щ а н и ю и м е н н о Н е и з в е с т н ы й с о з д а л н а д г р о б н ы й п а м я т н и к Х р у щ е в у (1974 г.) н а Н о в о д е в и ч ь е м к л а д б и щ е , с и м в о л и ч е с к и м и к о н т р а с т а м и п о д ч е р к н у в п р о т и в о р е ч и в о с т ь его п р а в л е н и я . В 1962 г. б ы л а с о з д а н а с к у л ь п т у р а « П р о р о к » , о ж и в и в ш а я в пластике любимое художником стихотворение Пушкина. Неиз в е с т н ы й д о с и х п о р с ч и т а е т , ч т о ш е с т и к р ы л ы й с е р а ф и м — «луч ш и й скульптор», потому что сумел человеческое «трепетное сер дце» заменить « п ы л а ю щ и м огнем». В годы «прозябания» Эрнст работал каменщиком, формов щ и к о м , грузчиком. Часто он с трудом сводил к о н ц ы с к о н ц а м и , в е д ь с к у л ь п т у р а — и с к у с с т в о не т о л ь к о т р у д о е м к о е , н о и о ч е н ь 291