
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
сумел синтезировать п о э з и ю , музыку и ж и в о п и с ь . Это стало воз м о ж н ы м б л а г о д а р я у н и в е р с а л ь н о с т и его творчества. Ведь п о м и м о живописи и графики Кандинский занимался музыкой, поэзией, б ы л т е о р е т и к о м искусства. В М ю н х е н е о н вместе с к о м п о з и т о р о м Томасом ф о н Хартманом и танцовщиком Александром Сахаро в ы м с о ч и н и л л и б р е т т о б а л е т а « Ж е л т ы й з в у к » , а в «Баухаузе» осуществил п о с т а н о в к у « К а р т и н о к с выставки» М. П. Мусорг ского, в которой взаимодействовали музыка, освещение, панто м и м а и краски. К р о м е того, художник занимался о ф о р м л е н и е м интерьеров, проектировал модели одежды, создавал э с к и з ы рос писей по фарфору, интересовался фотографией и кинематогра ф о м . В искусстве будущего о н в и д е л « п о т р я с е н и е п р и в ы ч н ы х ф о р м делений и перегородок между отдельными искусствами». В предвоенные годы в предчувствии мировых катаклизмов К а н д и н с к и й обратился к библейской теме, что н а ш л о отражение в к а р т и н а х « П о т о п » , « Р а й » , « Т р у б н ы й глас», « В с а д н и к и А п о к а липсиса». В начале Первой мировой в о й н ы художник вернулся на р о д и н у . Т а м в 1916 г. о н п о з н а к о м и л с я с д о ч е р ь ю г е н е р а л а Н и н о й А н д р е е в с к о й , к о т о р а я ч е р е з год стала его ж е н о й . С л о в н о н а х о д я с ь в раздумьях, п и с а л в т о в р е м я х у д о ж н и к о ч е н ь м а л о . О н п о ч т и не о б р а щ а л с я к а б с т р а к т н ы м к о м п о з и ц и я м , н а п р о т и в , в его творчестве вновь появились полуимпрессионистические пейзаж н ы е к о м п о з и ц и и . К а р т и н а «Красная площадь», н а п и с а н н а я в 1917 г., с в о е й м а н е р о й и с п о л н е н и я н а п о м и н а е т п о л о т н а 1908—1909 гг. П о с л е р е в о л ю ц и и 1917 г. К а н д и н с к и й н а ч а л р а б о т а т ь в к о миссариате народного искусства и стал п р о ф е с с о р о м М о с к о в ских государственных художественно-техничееких мастерских. В 1920 г. в М о с к в е состоялась в ы с т а в к а работ художника. С р е д и его произведений вновь появились абстрактные полотна («Компози ция на белом фоне»). О н вводит в них «геометризированные эле менты», которые наметили переход к последней, так называемой «золотой» ж и в о п и с н о й м а н е р е В а с и л и я К а н д и н с к о г о . В п р о ч е м , ж и в о п и с ь ю х у д о ж н и к все е щ е п о - п р е ж н е м у з а н и м а е т с я м а л о , уделяя основное внимание организационной, преподавательской и исследовательской деятельности. В 1921 г., п о л у ч и в р а з р е ш е н и е н а к о м а н д и р о в к у , К а н д и н с к и й уехал в Г е р м а н и ю . В с л е д у ю щ е м году о н н а ч а л п р е п о д а в а т ь в В е й м а р е в ш к о л е «Баухауз», в к о т о р о й р а з р а б а т ы в а л а с ь к о н ц е п ц и я с о з д а н и я е д и н о г о и с к у с с т в а , не и м е ю щ е г о в н у т р е н н и х г р а н и ц . З д е с ь же в 1926 г. х у д о ж н и к н а п и с а л с в о й и з в е с т н ы й труд « П у н к т и л и н и я к п л о с к о с т и » . Е г о ж и в о п и с ь тех л е т , д л я к о т о р о й стала х а р а к т е р н а г е о м е т р и ч е с к а я строгость, п р е т е р п е л а з а м е т н ы е и з м е н е н и я . Г р а ф и ч е с к и е ц и к л ы « М а л ы й мир» (1922 г.), « К о м п о з и ц и я VIII» (1923 г.), в к о т о р ы х п р е о б л а д а ю т крути, т р е у г о л ь н и к и и косые л и н и и , существенно н а п о м и н а ю т супрематические компо зиции Казимира Малевича. Новые приемы Кандинский пытался с о в м е с т и т ь со с в о и м и п р е ж н и м и в к а р т и н а х , к о т о р ы е н а з ы в а л «ландшафтами» («Холодная энергия», « Т е м н ы й пульс» и др.). В т а к и х п о л о т н а х , к а к « У б е ж д е н н ы й » (1926 г.) и « А к ц е н т в р о з о - 158