
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
с к о й » . О т о м , ч т о б ы п о д д е р ж и в а т ь в д о м е « р у с с к и й дух», з а б о т и лась и мать художника, которая ж и л а с с ы н о м в Германии. Е щ е о д н о й х о з я й к о й «русской в и л л ы » б ы л а х у д о ж н и ц а Г а б р и э л ь М ю н т е р , б ы в ш а я у ч е н и ц а К а н д и н с к о г о , с т а в ш а я его п о д р у г о й ж и з н и . Вместе с ней он увлекался теософией, что было крайне популяр н о в те г о д ы с р е д и л ю д е й и с к у с с т в а . М н о г и е т е р м и н ы — « в и б р а ц и я » , «созвучие», « в о с х о ж д е н и е » , с т а в ш и е в п о с л е д с т в и и к л ю ч е в ы м и в теоретических работах художника, он позаимствовал из теософских и оккультных трактатов. Большое воздействие на него оказывали также идеи русского символизма, с которыми он зна комился, ежегодно приезжая в Россию. А б с т р а к ц и о н и с т Василий К а н д и н с к и й , тем не менее, особо ценил реалистические традиции в истории искусства. О д н и м и из первых ж и в о п и с н ы х работ художника стали к о п и и полотен В. Д . П о л е н о в а и В . М . В а с н е ц о в а , в ы п о л н е н н ы е в 1888 г. О н м о г п о памяти нарисовать к а р т и н ы Р а ф а э л я , Пуссена, Хальса, Р е м б рандта, что о д н а ж д ы и сделал, создав так н а з ы в а е м ы й «вообража е м ы й м у з е й » . В н а с л е д и и п р о ш л о г о К а н д и н с к и й б о л ь ш е всего чтил Эль Греко, Рембрандта, Делакруа, Грюневальда. Мало кто в н а ч а л е X X в. т а к з н а л и л ю б и л т в о р ч е с т в о с т а р ы х м а с т е р о в . Д о сконально он знал и произведения современных живописцев, со м н о г и м и из которых был знаком лично, а творчество Матисса, С е з а н н а , Р у с с о , Р у о , В а н Гога ц е н и л о с о б о , н а х о д я в н е м «связь ц в е т а и р и с у н к а » и «выход в т а й н у » . Увлекаясь теософией и идеями символизма, Кандинский проч н о с в я з а л с е б я с р о м а н т и ч е с к о й т р а д и ц и е й в и с к у с с т в е . В 1911 г. он создал картину «Романтический пейзаж», о которой говорил в п о с л е д с т в и и , ч т о о н а н а п и с а н а т а к , к а к ее с м о г б ы н а п и с а т ь « р а н н и й р о м а н т и к » . Х у д о ж н и к п о л а г а л , что « с м ы с л , с о д е р ж а н и е и с к у с с т в а — р о м а н т и к а , и м ы с а м и в и н о в а т ы в т о м , ч т о и щ е м ее в и с т о р и и , р а с с м а т р и в а е м ее т о л ь к о к а к и с т о р и ч е с к и й ф е н о м е н » . И м е н н о в «абстрактной, фантастической, музыкальной, поэти ческой» живописи реализовались концепции романтиков. П о т р а д и ц и и р а б о т ы К а н д и н с к о г о 1909—1914 гг. с ч и т а ю т а б страктными, хотя во многих из них легко угадываются изобрази тельные элементы, трактованные автором как некие символы. Э т и п о л о т н а л е г к о о т л и ч и т ь от т а к н а з ы в а е м о й « П е р в о й а б с т р а к т н о й а к в а р е л и » к о т о р а я в д е й с т в и т е л ь н о с т и , в о в с е н и ч е г о не и з о б ражает. Абстрактная картина была создана после того, как художник п р и ш е л к выводу, что предметность как таковая диа м е т р а л ь н о п р о т и в о с т о и т его ж и в о п и с и . К а н д и н с к и й с т р е м и л с я представить «движения души» посредством одной л и ш ь чистой гармонии цветов, прибегая только к языку знаков и символов. П е р и о д с 1909 п о 1914 г. в т в о р ч е с т в е х у д о ж н и к а с ч и т а е т с я , п о жалуй, самым интересным, самым эксiiepиментальным и самым и н т е н с и в н ы м — т о л ь к о ж и в о п и с н ы х работ за э т о в р е м я о н с о з д а л б о л е е двухсот. В с в о и х з н а м е н и т ы х « С о з в у ч и я х » (1913 г . ) , с о с т о я щ и х и з 38 п о э м с 12 ц в е т н ы м и и 54 ч е р н о - б е л ы м и г р а в ю р а м и , х у д о ж н и к 157